«Искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания» (А. Фромм "Азбука для родителей")
Десятилетия в нашей стране господствовала идея социального равенства. И вот исчезло равенство, появились богатые и бедные. По степени неравенства Россия за последние двадцать лет приблизилась к странам Латинской Америки. Нищета стала привычным явлением. Каким же образом социально-экономическое расслоение сказывается на формировании личности?
Великий знаток "человеческого нутра" Уильям Теккерей так писал о личностных деформациях богатых и бедных в "Ярмарке тщеславия":
"Некоторым богатым людям органически несвойственна благодарность, да и трудно ждать ее от них. Они принимают услуги людей неимущих как нечто должное. Но и у вас, бедные паразиты и смиренные блюдолизы, мало оснований жаловаться. В ваших дружеских чувствах к богачу столько же искренности, как и в его ответном к вам расположении. Вы любите деньги, а не самого человека! И если бы Крез и его слуга поменялись ролями, то ты отлично знаешь, о несчастный плут, в чью пользу расположило бы тебя твое подобострастие!"
Влияние достатка на воспитание
Дети начинают довольно рано понимать значимость обладания вещами, богатством. Аллан Фромм утверждает, что уже в 4-5 лет они сравнивают свои игрушки, свою «собственность» с игрушками сверстников и часто страдают, обнаруживая, что у них есть не все, что имеется у других. И невольно задумываются, не означает ли это, что родители недостаточно любят их.
Развивающееся чувство собственности подготавливает почву для формирования неблагоприятных черт характера: зависти, стяжательства, жадности. В связи с этим взрослым необходимо помнить аксиому А. Фромма:
Ребенок будет неверно расценивать обладание вещами лишь в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Обилие игрушек – это суррогат богатства и теплоты чувств. В мире материальных ценностей нет предмета или вещи, которые могли бы заменить ребенку ваше время.
Педагоги давно задумываются о влиянии материального достатка на формирование личности ребенка. Вот что, например, писал Януш Корчак про жизнь детей в семьях с различным достатком:
"Где большая квартира, там легче. Тогда дети и взрослые меньше мешают друг другу. А чем больше народу и теснее, тем больше горестей, запретов и убытков. Получается, что там, где есть отдельная комната у детей, им реже скажут «не бегай, не шуми»… Но не всегда так бывает, ведь богатые менее терпеливы, больше думают о своем покое и удобстве. В тесной квартире могут царить любовь и согласие и быть весело, а в большой – жить недружно, одни строгости да скука. Одинок ребенок может быть и тут и там"Мы подчас теряемся: как поставить пределы требованиям ребенка? Как научить его соизмерять свои потребности с возможностями семьи? Сколько денег нужно давать ребенку? Как воспитать бережливость?
Мы подчас теряемся : как установить пределы требованиям ребенка? Как научить соизмерять свои потребности с возможностями семьи? Сколько денег давать на карманные расходы? Нужно ли их контролировать? Как воспитать бережливость?
Один из героев знаменитой «Педагогической поэмы» – завхоз Соломон Коган – говорит:
"Когда человек получает жалованье, так у него появляется столько идей, что их некуда девать. А когда у него нет денег, так у него одна идея: у кого бы занять?"
С учетом современных реалий можно также добавить: «…или украсть».
В семьях с различным уровнем материального обеспечения ситуация может складываться по-разному: там, где у школьника есть все, он легко тратит деньги на развлечения, но вырастая может стать «человеком солидным, честным и ответственным, как сберегательный банк» (А. Фромм). Напротив, в бедной семье при минимуме возможностей ребенок может вырасти жадным, эгоистичным и вечно ноющим об отсутствии денег.
Культура обращения с деньгами – это часть общей культуры, формирующейся с детства, заключающаяся в здоровом отношении к деньгам. Оптимальный тон во «взаимоотношении» с деньгами – не делать их накопление смыслом жизни.
С материальным достатком связана одна из разновидностей родительской любви. Речь идет о так называемой "любви откупа", описанной А.С. Макаренко. В данном случае долг родителей, как им кажется, заключается в удовлетворении материальных потребностей детей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. И тогда случается неизбежное:
дети живут среди людей, но над ними властвует мир вещей
Вы же не хотите, чтобы это произошло с вашими детьми?
Благополучия вам и вашим детям!