Одна из самых трогательных книг Шалвы Александровича Амонашвили "Здравствуйте, дети!" была написана в 1980-х годах. Думающий человек не пройдет мимо этой книги. Она по-прежнему очень актуальна.
О рейтингах и конкуренции
Амонашвили отстаивает обучение без конкурентной борьбы за место в рейтинге. Это один из основных признаков гуманистического воспитания. Он против даже объективного разделения учащихся на «сильных» и «слабых». Выступает за высшую справедливость: вообще никакого разделения, даже по способностям. Неудачи детей предлагает приписывать недостаткам работы учителя. Такая самоотдача педагога – большая редкость, особенно в наши дни.
«Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений, если они не будут чувствовать на себе силу наших мер принуждения. Им вовсе не нужно знать, насколько каждый из них обогнал остальных или отстал от них, не нужно знать о том, что ученики подразделяются на «сильных» и «слабых», «успевающих» и «отстающих»
О независимости характера
Амонашвили придает большое значение самостоятельности мышления и независимости характера учащихся.
"Знания, умения, навыки… Как они важны в жизни человека, в его работе, творческой деятельности! И как они недостаточны, чтобы своей, пусть даже большой суммой, выражающейся в многозначных цифрах, составить личность. Без определенных знаний нет личности, но и богатые знания тоже не составляют личность. Не составляют потому, что человека личностью делает его отношение к действительности, к людям, к окружающему, в том числе и к знаниям. Личностью он становится благодаря своим целеустремленности и мировоззрению. Личность – это борющийся человек, а не тот, кто беспрекословно, а порой и слепо выполняет свои обязательства"
О внимании к обычным ("неталантливым") ученикам
Амонашвили размышляет, как помочь обычным ученикам (и таких большинство). Например, один из его воспитанников не мог "вычленять звуки в слове, путал буквы и цифры, про любую букву и цифру говорил, что это четыре", не мог "читать простейшие слоги, привыкнуть к порядку во время занятий... самовольно вставал, разгуливал по классу, брал свое пальто и махал им посреди комнаты".
Однако Амонашвили и в голову не пришло применять к мальчику санкции или вызывать родителей. Он решил, что должен много и упорно трудиться, чтобы помочь этому ребенку.
«Обещаю тебе, мальчик, что за это лето я прочитаю много книг, посоветуюсь со специалистами и в сентябре встречусь с тобой не с пустыми руками, а с методикой, продуманной мною для тебя. Я уверен, что мы с тобой отнимем у природы-матери то, чего она не додала тебе или отняла случайно. Я полон оптимизма, что в се выправится, потому что без оптимизма не смогу тебе помочь. Кроме того, ты сам тоже внушаешь мне надежду тем, что становишься добрым и постепенно проявляешь интерес к занятиям. Победим, обязательно победим! У меня лично нет иного пути!»
О роли материальных благ в воспитании
Амонашвили был уверен, что главное для развития ребенка - внимание взрослого. Сегодня это, к сожалению, самый дефицитный ресурс в семьях, занятых обеспечением средств к существованию.
«Чтобы доставить ребенку радость, совсем не обязательно дарить ему горы шоколада, сотни игрушек, целовать бессчетное количество раз, постоянно говорить множество ласковых слов. Ему очень мало нужно, чтобы пережить настоящую радость, почувствовать себя счастливым. Подарите ему час игры с ним, и он будет счастлив; дайте ему простой карандаш и бумагу, и вы увидите радость на его лице; придите домой пораньше, и вы увидите, как затрясется дом от его радостных прыжков; расскажите ему на ночь сказку, и он заснет как самый счастливый человек в мире. Будьте постоянными в своих нежных и заботливых чувствах к ребенку, и, уверяю вас, он все время будет чувствовать себя счастливым, что станет неисчерпаемым источником его каждодневных радостей. А если раз в год – в день его рождения – сделаете так, чтобы он почувствовал свое взросление, познал возвышение своей личности среди дорогих ему людей, то его радостям не будет конца»
Об экономии себя в работе с детьми
Амонашвили полностью отдавал себя детям. Для него неприемлем образ "урокодателя". Настоящий педагог воспитывает, т.е. формирует отношения к миру, себе и людям. Личный пример, искусство убеждения, искренний интерес к личности воспитанников и многое другое, что превращает деятельность педагога в одну из самых напряженных в психическом плане.
«Если он (педагог) преднамеренно, рационально будет стремиться облегчить себе общение с детьми, это, наверное, можно было бы назвать изменой своей профессии»