Найти тему
Cars Movement

Такой нужный, и как всегда не вышедший. ВНИИТЭ-ПТ (пассажирский такси СССР)

Чем хороша была советская автомобильная промышленность - так это тем, что всегда, несмотря на обстоятельства и мировые политические неурядицы, удачи и неудачи экономики, хотела и стремилась обновлять автомобильный парк страны. В деле изобретения коммерческого транспорта мы также преуспевали. Грузовики, автобусы....легковые автомобили. да, они тоже нужны народному хозяйству. Общественный транспорт пользовался большой популярностью. Проезд был довольно дешёв, и компенсировал человеку (не имеющего личного автомобиля) возможность куда угодно попадать, в любую точку страны.

Если хотелось максимального комфорта и персонализации, то тут положение и спасали такси. Да, обыкновенные "Волги", ВАЗы и "Москвичи" сотнями развозили жителей крупных и средних городов. Таксопарки довольствовались доработанными легковыми автомобилями. А между тем конструкторские бюро не сидели сложа руки и разрабатывали интересные, новаторские проекты советского такси. Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (да,да, был и такой, понимаю ваше удивление), в начале 1960-ых годов разрабатывал проект перспективного такси, который бы ещё больше подходил для условий города. Так на свет появилась разработка ВНИИТЭ-ПТ (что означает "Перспективное такси").

Почему возникла именно такая идея? Прислушивались к мнениям таксопарков( к своим потребителям), которые не всегда были удовлетворены удобством серийных легковых машин. Заметим, именно удобством. С технической точки зрения всё вполне устраивало. Так, что главной заботой конструкторов стал именно внешний облик машины. Новый вариант кузова. Что и было сделано. Он изготовлен из стеклопластика и окрашивался массово в жёлтый цвет. Самая просторная компоновка - вагонная. Уменьшив габариты, можно всё-равно сохранить внутренний простор. Для комфорта пассажиров. Панорамное остекление - это прежде всего обзор и безопасность на городских улицах. Сдвижная боковая дверь - это функционально, и опять же безопасно, чем открывание в сторону, да пусть даже и в сторону обочины дороги.

Конструкторы также добавили несколько удобств. К примеру, для закрывания двери был сделан электропривод, управляемый с помощью кнопок водителем. Подобное решение уже ранее применялось в автобусах, но для легкового автомобиля 1960-ых годов - это был настоящий прорыв. Кстати водитель мог сам регулировать положение рабочего места, в том числе и сместить весь педальный узел для удобства управления. Фары головного света были смещены близко друг к другу и могли закрываться специальным щитком, что было удобно на стоянках. Задние фонари оставались классические, прямоугольные по бортам машины.

-2

Небольшой дорожный просвет автомобиля обеспечивался за счёт заднемоторной компоновки. Пол в салоне был ровный, можно было без труда выйти и зайти, не преодолевая никакие дополнительные ступеньки, пороги и сразу занять место. Кстати, водительскую и пассажирскую зоны в такси сделали раздельными. Спереди сидел только водитель, вокруг него органы управления. Также была специальная разделяющая прозрачная перегородка. Пассажиры размещались на просторном диване в задней части машины. Сидение было рассчитано на трёх человек, не имело никаких разделителей и выступов, превращающих его в двухместный. Также можно было дополнительно откинуть небольшое сидение (почти мягкую табуретку) спереди и устроится на ней.

Техническая часть машины. Разумеется здесь конструкторы не пошли путём от противоположного. Главное - это унификация. Поэтому в автомобиле были применены узлы и агрегаты от "Москвич-408". Четырёхцилиндровый, карбюраторный двигатель мощностью 50 л.с. Механическая КПП и привод на задние колёса. Изменена была только система охлаждения. Поскольку двигатель находился сзади,а радиатор спереди, то в конструкцию был добавлен электровентилятор, который принудительно охлаждал мотор.

Было выпущено несколько образцов такси для ходовых испытаний и проверки в городских условиях. Возможно, что виной всему стала не до конца отработанная технология изготовления стеклопластиковых кузовов, и общее усложнение конструкции электрооборудования автомобиля. Поэтому, министерство промышленности СССР не утвердило план начала производства и автозаводы продолжили выпускать серийные легковые автомобили для такси. ВНИИТЭ-ПТ был нужен городским улицам, но был недооценён экспертами.

-3
Советские такси - это несомненно очень круто. Если хотите почитать статьи на эту тематику, то вот пример - статья про американский серийный автомобиль такси Checker A11.