В советских фильмах чаще всего показывали хороших и даже красивых учительниц. Однако и среди этих героинь встречались кошмарные особы. Причём, не все из них — фурии и гарпии. Есть и прекраснодушные феи, отвратительные своим желанием «дружить с учениками». Однако же начну я гарпий. И фурий. Итак...
1. Преподавательница немецкого языка Марья Павловна из киношедевра эпохи Оттепели «А если это любовь?» (1961) Активная, железная фрау Гестапо. Натуральная эсэсовка, какими они были в реальности, а не в смешноватых шпионских детективах. Мощная, с гладко зачёсанными волосами, в чём-то строгом и тёмном. На страже нравственности. Из тех, кого не любят и даже не уважают. Но боятся. На деле, Марья Павловна - лишь обездоленно-ущербная баба, и поставить её на место — довольно просто.
2. Из той же змеиной серии, но подобрее — Светлана Михайловна, словесница из утончённой драмы «Доживём до понедельника» (1968). Те же скромные, точнее - ханжеские смыслы. Тот же пучок. Только пышнее и моднее. Светлана Михайловна ещё «теплится», ещё человечная. Даже влюблена в харизматичного историка. Но ей не дано — она истукан. Вся её жизнь — это методичка РОНО и словеса из учебника. Именно такие училки отбивают всю любовь к предмету изучения и считают, что тема родов - нечто непристойное.
3. А вот классный руководитель Маргарита Ивановна из подростковой трагедии «Чучело» (1983) — вовсе не злыдня. И не Баба-Яга. Симпатичная молодая тётечка, мечтающая о нормальном женском счастье. Ей, в общем-то, безразличны её ученики, разборки, терзания, ужасы. Она ничего не замечает. Она глуповата и беззлобна. Такое чувство, что она наказала ребят за прогул только потому... что нашла повод не везти их в Москву, не «пасти» их там, как неразумных овец, а — хорошо отдохнуть самой. Без напряга. Она вообще не любит напрягаться.
4. А вот эта мадам — полная противоположность. Из ярых, полыхающих и неравнодушных. Математичка Елена Сергеевна из перестроечного трэша «Дорогая Елена Сергеевна» (1988). Этакая дерзновенно-правильная вечно-девочка. Искренность на грани маразма. Наивность, граничащая с шизофренией. Дружить с учениками для неё норма. Принимать их у себя дома. Но — дать ключи от сейфа с провальными экзаменационными работами — ни-ни. А детки так устроены: если кто-то не держит с ними дистанцию, они вправе попросить ключ. Ты же наша приятельница, Леночка! Вот эта мерзкая двойственность — хуже гестаповской жести из п.1.
5. Из той же благодушной серии — интеллигенточка Алла Сергеевна, собственно, и воспитавшая валютную проститутку, точнее «Интердевочку» (1989). Учила-учила добру, справедливости, высоким порывам, а получила на выходе — мадам Ларсен, зарабатывающую на сапожки и джинсики продажей тела. Алла Сергеевна и учеников точно таких же «создаёт» десятками, а за годы — сотнями. Говорит красивые слова, а по факту — растит падаль. И главное — недоумевает: «Kак же так-то?» У таких правильных мам и училок потом получались братки, ворьё и ...интер-красавицы.
Зина Kорзина (с)