Рецензия «Джаз.Ру»: Константин Волков, 2004
Олег Усманов «Герои рок-н-ролла» Москва, Олма-Пресс, 2004 твёрдый переплёт, 287 с.
Уж что-что, а материал — историю популярной музыки 50-х годов прошлого века — Олег Усманов знает глубочайшим образом. Вообще говоря, поколение московских рок-музыкантов, пришедшее в музыку до перестройки, отличалось тем, что в нем было множество ярких личностей, для которых музыка была только одним из способов выразить себя. Таков и Усманов. Да, он играл на контрабасе в самой первой — и самой популярной — группе московского рокабилли-движения 80-х «Мистер Твистер». Но у него всегда было много и других средств, чтобы прославить любимую музыку. В начале 90-х он вел легендарную радиопрограмму «Рокабилли — норма жизни» на безвременно почившей в бозе первой в СССР независимой радиостанции SNC, где демонстрировал глубокое знание музыкального материала ранней эпохи рок-н-ролла. Кроме того, Усманов блестяще владеет английским, что (в отличие от многих) позволяет ему свободно обращаться с уймой первоисточников. И кому, как не ему, было написать первую более или менее полную историю раннего рок-н-ролла на русском языке?
Олег не просто знает предмет. Он умеет его интерпретировать, и интерпретировать аргументированно. А кроме того — он умеет изложить историю каждого отдельно взятого музыканта тех лет и ярко, и увлекательно, и, что называется, не занудно, и при этом с почти академической точностью (почти — потому что какая академическая точность может быть в рассказе о ранних годах рок-н-ролла, насквозь мифологизированных и весьма противоречиво документированных?) и с привлечением большого количества цитат, документов и даже цифр (что особенно хорошо заметно в главах, посвященных тем действующим лицам ранней истории рок-н-ролла, которые музыку сами не играли — в первую очередь радиоведущему Алану Фриду).
Кроме того, он весьма своеобразно излагает тексты песен раннего рок-н-ролла — далекие, признаем, от высокой поэзии и вообще от поэзии: рифмованными строчками, не всегда вполне совпадающими с реальным размером английского оригинала, но очень близкими ему по духу и настроению.
Автору достаточно успешно удалось помещение феномена рок-н-ролла в более широкую и музыкальную, и общекультурную перспективу. Все-таки рок-н-ролл занимал в фокусе общественного внимания тех лет довольно скромное место, будучи всего лишь одним из направлений массовой музыки — и при этом не теряя корневой связи ни с одним из породивших его ингредиентов: ни с блюзом, ни с кантри, ни со «взрослой» эстрадной музыкой, ни даже с джазом (достаточно сказать, что не упомянутые на обложках джазисты-сайдмены играли в десятках рок-н-рольных записей 50-х и даже — если выйти за исторические рамки книги Усманова, кончающейся смертью Бадди Холли в 1959 г. - в поп- и рок-хитах 1960-х).
Правда, с общекультурной перспективой можно было и «поширше» - по «Героям рок-н-ролла» не так просто себе представить, какая невообразимая каша была в головах у потребителей рок-н-рольных пластинок 50х, где смешивалось популярное кино (хотя на манеру тогдашних подростков проводить время в темных залах кинотеатров Усманов то и дело ссылается), комиксы (вот тут есть промахи — так, название песенки «The Purple People Eater Meets Witch Doctor» представляет собой не нуждавшуюся в те годы в пояснениях отсылку к двум популярным комиксам, про Лилового Людоеда и про Знахаря, что автор в «словарном» переводе названия, кажется, упускает), вечерние ритм-н-блюзовые шоу на средневолновом радио, христианские проповедники по телевизору воскресным утром, Американская История на уроках в школе (другие периоды истории в американских школах к изучению не обязательны) и молочный коктейль после уроков (пиво? Кто продаст тебе пиво до того, как тебе исполнится 21 год?).
Зато с музыкальной историей и вообще с «академической» составляющей все в порядке: «именные» главы об основных исполнителях 50-х заканчиваются дискографиями, а книга в целом — фильмографией и библиографией, что, конечно, безусловный плюс. Кроме всего прочего, книга отлично издана — крупноформатная (84х108), со стильной черно-белой графикой обложки и форзаца (Сергей Тимонин) и приятным макетом. На обложке — фантастический рокабил с коком и в коже, стоящий на фантастическом углу нереального Мемфиса возле условной студии Sun Records: совершенное визуальное выражение насквозь мифологической сущности рок-н-ролла!
В настоящее время книга доступна только на вторичном рынке
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!