Найти в Дзене

Оборотни бывают разные

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Пушкин, «Сказка о царе Салтане»

Наверное, у каждого народа в сказках есть образ девушки, способной превращаться в птицу, а точнее — в лебедушку.

В северной мифологии Лебединая Дева — обозначение валькирии

-2

В русских былинах это жена Михаила Потыка (Потока). В сказках — девушки, обитательницы ирия, прилетающие к реке Смородине искупаться. Этот вариант, кстати, прослеживается и в германских народных преданиях. Даже в «Песне о Нибелунгах» такой мотив есть — герой похищает лебединый наряд у «бабищи морской», требуя в обмен предсказать его будущее.

В русских сказках все куда «целомудреннее». Девы-птицы становятся женами героев (привет, патриархат! Деваться-то некуда!). Если герой действительно любит жену и готов ради неё на все, то живут они долго и счастливо, пока не нарушается табу (перья уничтожаются или похищаются). Потом поиск жены, испытания — и снова «жили долго и счастливо».

Если же герой такой... баобаб с плеткой... То сам себе злобный буратино — сколько бы ни «учил» жену, а она находила способ вернуть перышки и... Ой, вот тут не завидую я такому дурню. Ибо женушка-то из низших божеств (предположительно — вилы, крылатый народ, обитающий в ирии). Им подвластны силы природы, они умеют колдовать.

В общем, мстят метко и надежно. Но это вариант очень редко в сказках появляется, что говорит все же скорее в пользу мужчин, они и одежду-то воруют не забавы ради, а чтобы «жить долго и счастливо».

Еще о мифических существах ЗДЕСЬ
А небольшую повесть на тему «Лебединые девы в городе» можно почитать ТУТ.