Скажу честно, от 1000-й гонки в официальной истории Формулы-1 я лично ожидал большего. Особенно после драмы на 999-й гонке. А вышло примерно как если бы жених и невеста перед свадьбой слишком хорошо отгуляли на своих мальчишнике и девичнике и на самой свадьбе были без сил на веселье.
Спустя 3 гонки можно, как мне кажется, сделать некоторые выводы, которые имеют уже очевидные подтверждения. О самой гонке рассуждать тяжело, потому что в ней было всего 3 или 4 момента, которые имеют право на внимание. Поэтому хотелось бы написать о том, что я думаю о некоторых вещах спустя седьмую часть чемпионата.
Гоняются все, побеждают немцы.
Испанские тесты перед сезоном дали некоторое... ощущение, что в чемпионате намечается передел сил. Феррари были удивительно быстры, Мерседесы, наоборот, держались в тени. И по факту передел сил все таки произошел. Но не там, где хотелось бы. В чемпионате есть только 4 команды, чью позицию после Абу-Даби можно с высокой точностью предсказать уже сейчас - Мерседес, Феррари, Ред Булл и Уильямс. Уверяю, что если вы расставите их на первое, второе, третье и последнее места соответственно, то точно не промахнетесь. При этом позиции Мерседеса сейчас недосягаемы по той причине, что команда целостная. Есть ярковыраженный лидер, который, по всей видимости, начал играть командно, есть ярковыраженный второй номер, который вновь обрел внутренний баланс и при этом не расстался со скоростью и техникой пилотирования. В конце концов, есть во главе всего этого человек, который в большей степени направляет силы на поддержание здорового микроклимата в команде. Все это дает понять, что три подряд дубля и 130 очков из 132 - это не случайность. Да, можно конечно сказать, что в Бахрейне Феррари сами себе в ногу выстрелили. Тем не менее, я вообще с трудом вспомню, когда у Мерседеса возникали технические сходы из-за выхода из строя всего одной очень маленькой и дешевой детали.
Легкое дежа-вю.
Перенесемся на несколько лет назад. Осень 2014 года. В ходе уик-енда в Японии появляется новость, что Себастьян Феттель покидает Ред Булл и подписывает контракт с Феррари. Сами Ред Булл долго тянуть с объявлениями не стали и в тот же день объявили, что пилот их молодежной программы Даниил Квят с сезона 2015 года занимает место боевого пилота старшей команды.
К чему такой долгий заход? К тому, что в Ред Булле вновь повторилась та ситуация, которая была тогда. Тогда, ввиду назревавшего кадрового кризиса, в команде приняли решение, которое не очень смотрелось логичным, скорее спонтанным и принятым второпях. Сейчас, ввиду имеющегося кадрового кризиса, в двух командах всего 2 пилота, которые в текущий момент связывают непрерывно свою профессиональную жизнь с системой Ред Булл. И очевидно то, что человек, который пришел на замену Дэну Риккардо, мягко говоря, не тянет. Пьер Гасли неплох проявил себя в слабой команде в прошлом году, что в принципе несложно, если у тебя есть хоть какой-то талант, ибо это не требует какой-то строгой стабильности, а всплески происходят сами именно благодаря таланту. В прошлом году Пьер выглядел намного выгоднее своего напарника именно благодаря двум-трем гонкам, где он смог "поймать волну". И поэтому не понятно что больше сыграло роль - природный большой талант, который сдерживался возможностями машины или просто периодические всплески на фоне абсолютно пассивного партнера.
Одно я могу сказать точно - если Пьер продолжит ехать так же, то очень маловероятно, что он задержится в команде надолго. Да, у команды нет очевидного кадра для замены, но тем не менее, я вполне допускаю, что Хельмут Марко ради сравнения может позволить Гасли и двум пилотам Торо Россо поработать на одинаковой технике, чтоб понять кто из них лучше подходит. Не стоит забывать, что у Ред Булла амбиции чемпионской команды, а значит к лидеру Ферстаппену жизненно необходим крепкий во всех смыслах второй пилот. Пока из всех, кто доступен Ред Буллу, ближе всех Квят, и вовсе не потому что он мой соотечественник. У Квята банально больше опыта, Квяту банально уже приходилось бывать в состоянии дикой фрустрации, у Квята, наконец, совершенно неочевидны амбиции чемпиона мира. Поэтому я считаю, что он лучше остальных подходит на эту роль.
Падение орла.
Вы знаете, на самом деле мы должны быть рады тому, какой набор команд сейчас присутствует в чемпионате. Они практически все разные, практически все имеют свое лицо. Я вообще за разнообразие и против какой-то оголтелой уравниловки. Команда Хаас также имеет свои отличительные черты и по-своему симпатична.
Зимой казалось, что Хаас готовы сделать очередной шаг и стать лучшей командой среди частных. Формально, они таковыми стали благодаря дисквалификации Форс Индии, но фактически это ровным счетом ничего не значило. После первых гонок начало казаться, что команда пошла явно не в ту сторону. Причем в первой гонке было еще более-менее неплохо, если не брать в расчет курьез, граничащий с сатирой из комедийного фильма, у Грожана. Но уже в Бахрейне стало немного не по себе от того, что негласный лидер команды проехал очень посредственно, не говоря о втором пилоте, который вообще со старта опять поймал повреждение. Гонка в Китае лишь убедила в том, что команда движется или не туда, или очень медленно. И это настораживает. Следующая гонка будет на трассе, похожей на Сахир, есть все основания считать, что и там Хаас будет слаб, если только они не смогут привезти какие-либо обновления.
Вечноперсективный.
Во всех видах спорта есть понятие, которое описывает молодого спортсмена, который имеет огромный потенциал к развитию. Таких молодых спортсменов называют перспективными. И в целом, в тех видах спорта, где не крутится противостояние спортивных клубов, всем подряд такие звания не раздают. Однако, например, в таком виде, как футбол этим очень злоупотребляют. Из этого вырос другой термин, который скорее негативный. Есть некоторый сорт спортсменов, которые из года в год демонстрируют проблески незаурядности и таланта. Но каждый год что-то мешает. И в итоге проходит время, спортсмен уже становится зрелым, а его все еще считают перспективным. Вот про таких и говорят, что они "вечноперспективные".
Последним гонщиком, который имел бы такой негласный статус, был Нико Росберг вплоть до дня, когда он стал чемпионом и, что называется, тем самым реализовал себя и свой потенциал. Сейчас в пилотоне есть как минимум один гонщик, которого до сих пор считают потенциально сильным, но на деле все не так радужно.
Речь о Карлосе Сайнце.
Нет, конечно, талант у испанца присутствует, в программу Ред Булл в принципе без таланта не попадают со времен Педру-Паулу Диница. Но тут надо понимать, что только лишь умение втапливать гашетку в пол на максимум - это не совсем талант. Во всех сферах жизни (и в автоспорте, в частности) больше всего ценятся не природные данные, а умение учиться. И вот учиться Сайнц, видимо, не умеет. Эдакий ранний Ферстаппен с задержкой развития. Ну или молодая версия Мальдонадо, тут уж кому как больше нравится. Сути это не меняет. Карлос явно может лучше. Но он решил уже сейчас нацепить на себя корону "следующего после Алонсо", что деструктивно по своей сути. Фернандо был не просто дерзким и целеустремленным парнем, он был в первую очередь профессионалом и если послушать тех, с кем ему приходилось работать, то можно узнать, что Алонсо мог в прямом смысле вскипятить мозги всем, лишь бы получить именно такую технику, которая позволяла ему побеждать. Такой Ники Лауда с темпераментом Джеймса Ханта. Карлос же больше напоминает Эдди Ирвайна. Бравый, но, уж простите, тупой.
Вспышка или свет?
Когда в Австралии Даниил Квят смог приехать десятым и набрать сходу первые очки после возвращения, у меня немного отлегло. Я честно опасался, что в новой-старой команде повторится тот же цирк, который был до ухода. Как оказалось, рано расслабился. Сначала сама команда ошибается в Бахрейне, через две недели уже сам Даниил допускает несколько необязательных ошибок. Все это на фоне прогрессирующих успехов напарника. Как итог - снова подступает то противное ощущение, когда вроде и хочется верить, что это просто так совпало и это не система, а все равно внутри копошится страх, что вот сейчас весь этот бардак повторится. Начнутся необязательные фатальные ошибки, начнутся проблемы с работой техники, недопонимания в команде. В прошлый раз за это просто выгнали.
В то время напарник Квята, Албон, наоборот демонстрирует очень хорошие результаты. При старте с пит-лейна заехать в очки, пусть и небольшие - достижение достаточно весомое.
С учетом того, что кресло под Гасли качается, вполне понятно, что его сменщиком станет кто-то из двоих из Торо Россо. Это говорит о том, что если Квят хочет гоняться и в будущем, то ему надо бы взять себя в руки. Очень маловероятно, что если он проиграет конкуренцию напарнику за место в Ред Булле, его захотят брать куда-то еще.
На этом, пожалуй, все. Формула-1 разменяла первую тысячу. Событие для спорта значимое. Следующая гонка будет 1001-й и очень символично, что она будет в столице страны восточной сказки.
Спасибо за внимание.