13 апреля 1943 года недалеко от Смоленска, в Катынском лесу, немецкими войсками было обнаружено массовое захоронение около 10 тысяч польских офицеров, расстрелянных НКВД СССР весной 1940 года. Советская сторона сразу обвинила в расстреле немецкую сторону, а затем в течение многих десятков лет продолжала отрицать свою вину. Советская пропагандистская машина использовала массовые фальсификации в ходе эксгумаций и прочие стандартные методы.
Только на волне перестройки советское правительство официально признало, что расстрелы действительно были осуществлены силами НКВД. Сейчас, в связи со всем известной ситуацией в современной России, в официальных кругах снова принято отрицать вину чекистов. Однако массовые захоронения в Катыни десятков тысяч советских граждан, расстрелянных сотрудниками НКВД в 1930-х годах, списать на немецких фашистов не получается никак.
Катынь – старинное поселение на берегу Днепра, недалеко от Смоленска. Получило свое название, как и местная речка Катынка, от слова «катить» - здесь корабли по торговому пути «из варяг в греки» перекатывали на бревнах по суше из-за мелкого фарватера. Совсем рядом вдоль Днепра раскинулись сотни, если не тысячи старинных могильных курганов: здесь в районе деревни Гнёздово находился древний Смоленск, прежде чем его перенесли на нынешнее место.
Но во всем мире Катынь известна прежде всего как место расстрела тысяч польских военнопленных во Второй мировой войне.
Менее известно, что еще ранее здесь были расстреляны и захоронены сотни или даже тысячи советских граждан: русских, украинцев, белорусов, латышей, литовцев и др. Причем НКВД расстреливало не только священников и представителей буржуазии, но и простых крестьян и рабочих, критически отзывавшихся о советском режиме.
Катынский лес вдоль поймы Днепра издавна бы известен как урочище Козьи горы.
В 1943 году здесь были обнаружены останки 4500 польских офицеров, расстрелянных сотрудниками НКВД весной 1940 года после раздела Польши нацистской Германией и Советским Союзом. История приобрела громкую огласку во всем мире, причем вплоть до начала 1990-х годов советское руководство отказывалось признать вину и списывало убийство поляков на немецкие войска. Сегодня в виновности советской стороны в данном преступлении уже никто не сомневается.
Однако со временем выяснилось, что это только часть страшной тайны.
Еще в 1928 году лес Козьи горы был выделен под дачи сотрудникам ОГПУ – организации-предшественнице НКВД.
Места здесь действительно подходящие для отдыха: сосновый бор на холмах вдоль Днепра. Однако вместо отдыха тут велась зловещая «работа».
Уже во время эксгумации, производившейся немцами в 1943 году, были обнаружены более 40 захоронений советских граждан. В 1995 году обнаружили более 270 – они находятся на территории так называемой Долины смерти.
Тогда же был установлен закладной камень в память о жертвах политических репрессий. В 1999 году началось строительство мемориала, открывшегося в 2000 году.
Сейчас в Катыни действуют сразу два филиала музея: один рассказывает о польских жертвах, другой – о советских (музей истории ГУЛАГ).
Пик расстрелов в Козьих горах пришелся на 1933 – 1939 годы.
В первую очередь в Катыни расстреливали так называемых кулаков и священников, а также членов их семей.
Сюда привозили в основном жителей западных регионов СССР: русских из Ржева, Вязьмы, Брянска, Сухиничей, самого Смоленска, а также прибалтов, украинцев и белорусов.
Пик репрессий пришелся, как и везде в СССР, на 1937 год, когда по новой Конституции 1936-го Советский Союз был объявлен «страной победившего социализма».
Под репрессии нередко попадали сами палачи своего народа, как, например, Ежов.
Родственники репрессированных писали письма с мольбами о помиловании Сталину, но в большинстве случаев – тщетно.
Печальную известность получила 58-я статья Уголовного кодекса, по которой безвинно были осуждены многие политзаключенные.
Метод физического уничтожения был на официальном уровне признан как «целесообразный».
Польская часть мемориала отстроена и принимает экскурсии потомков погибших здесь поляков.
А Долина Смерти, где покоятся останки советских жертв, пока для свободного посещения закрыта.
О древнем Смоленске, располагавшемся на месте городищ и селищ археологического комплекса Гнёздово (совсем рядом с Катынью), читайте здесь.
Статью по этой теме в историческом журнале "Дилетант" читайте здесь:
К началу апреля все было готово для уничтожения военнопленных: освобождены тюрьмы, вырыты могилы. Приговоренных вывозили на расстрел по 300−400 человек. В Калинине и Харькове пленных расстреливали в тюрьмах. В Катыни особенно опасных связывали, набрасывали на голову шинель, подводили ко рву и стреляли в затылок.
Еще одна статья про преступления НКВД в Катыни - в издании "Коммерсант" :
5 марта 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о расстреле поляков, взятых в плен во время Польского похода РККА. Согласно обнародованным документам, в течение следующих месяцев было расстреляно 21 857 польских пленных. Ульяна Волохова изучила сохранившиеся документы и составила хронику Катынской трагедии из слов расстрелянных и расстреливавших
Продолжение читайте здесь.
О том, как потомки палачей НКВД пытаются обелить их и очернить их жертв в наше время, читайте здесь.
Со здания бывшего УНКВД в Твери прокуратура требует снять таблички в память об убитых здесь поляках и советских людях. Надписи якобы «не основаны на документах». Скоро 30 лет, как в мире могут прочесть те самые документы, на которых «не основаны» мемориальные доски в Твери. В 1940 году этих документов было достаточно, чтобы в калининской внутренней тюрьме НКВД по ночам расстреливать польских офицеров, полицейских, пожарных, пограничников, мелких чиновников, а потом сбрасывать их тела в ямы у поселка Медное. В 1990-е годы благодаря этим документам Россия и Польша вместе нашли могилы. В 2000 году на могилах в Медном открылся российско-польский мемориал. На гранитной плите памятника над костями убитых поляков их соотечественники выбили имена — все 6311 имен. Шесть тысяч триста одиннадцать. Каждое известно из документов. А теперь этих документов недостаточно, чтоб на месте убийств повесить таблички.