12 ноября 1472 года вся Москва высыпала загород! Толпы москвичей с огромным любопытство рассматривали грандиозную процессию, приближающуюся к стенам столицы. Роскошные иноземные кареты, богато украшенные южно-европейскими орнаментами, возы на которых везлись предметы роскоши, все это был кортеж невесты московского князя Ивана Третьего - греческой принцессы, племянницы последнего византийского императора Константина XI Палеолога Софьи Палеолог. В её свите, в том числе присутствовал и посол московского князя в Риме Иван Фрязин(Джан Батист делла Вольпе) и его племянник Антон Фрязин(Антонио Джиларди) молодой но весьма талантливый архитектор.
Для московских князей женитьба на принцессе из столь отдаленного края событие - нетривиальное, однако Иван Третий имел свои думы сей счет. Благодаря такому браку московский князь приобретал общемировой статус. А Москва становилась символической правопреемницей павшей православной Византийской Империи, занимая первое место в православном мире.
В последующие 20 лет после свадьбы Ивана Третьего и Софии Палеолог произойдут настолько эпохальные события, что им суждено будет стать фундаментом нашего государства и по наши дни. Судите сами: после женитьбы на византийской принцессе гербом московского царства становится двуглавый орел - символ Палеологов, и по сей день это символ нашего государства!
1480 год - стояние на реке Угре пограничное сражение, после которого Русь окончательно сбросила с себя ярмо татаро-монгольского ига, став и де-факто и де-юре независимым государством.
1491 год строительство московского кремля в том виде, в котором он существует и по сей день! Именно тогда был построен символ государственной власти, который сохраняет свое государствообразующее значение и по ныне. А в 1492 году монах Филофей инок Спасо-Елизарова монастыря во Пскове написал свое знаменитое воззвание к московскому князю в котором Москву назвал новым Римом и провозгласил “«Два убо Рима падоша, а третии стоит, а четвертому не быти...”, таким образом сформулировав мессианское назначение московского государства.
Но вернемся к строительству кремля. Возродившееся русское государство с центром в Москве нуждалось в надежно защищенном центре, а значит требовалась перестройка кремля, который был возведен еще при Дмитрии Донском и с задачами надежной обороны при современных, на тот момент, средствах осады, не справлялся.
Самыми лучшими в мире строителями фортификационных сооружений на тот момент являлись итальянцы, и в свите Софии, как было сказано выше имелся архитектор Антонио Джиларди, получивший в России имя Антон Фрязин(фрязями на Руси называли жителей юга Европы). Однако его таланта и знаний было недостаточно для строительства полноценных оборонительных сооружений, с современными бастионами (он специализировался на стенах), но он подсказал Ивану Васильевичу кандидатуру человека, который справится с грандиозной задачей перестройки кремля - Пьетро Антонио Скалари.
И в 1482 году государь отправляет посольство в Италию с целью найма мастера-архитектора. Русь в то время враждовала с княжеством Литовским, и потому послы Ивана Третьего отправились в свое путешествие на юг Европы через Таллин, имея на руках сопроводительную грамоту от самого царя, с требованием к городскому совету без задержек пропустить туда и обратно государевых людей.
Послы выполнили задание Ивана Третьего, отыскали архитектора Скалари, договорились о найме и вскоре вернулись тем же путем на Родину, оставив итальянца уладить домашние дела перед переездом в Россию. Однако прибытие мастера затянулось на два года, так как он, не послушав русских послов, отправился более коротким путем по суше и вместе с другими мастерами пушечного и серебряного дела нанятыми тем же посольством, был задержан турками в Молдавии, которая тогда находилась в вассальной зависимости от Османской империи.
Для разрешения сложившейся ситуации Ивану Третьему пришлось писать письмо крымскому хану. Менгли-Гирею с просьбой посодействовать тому, чтобы турки отпустили итальянцев и те продолжили свой путь в Россию. В этом ничего удивительного нет, ведь крымский хан претендовал на престол в Большой Орде, занятый ханом Ахматом против которого воевал Иван Третий. Как гласит известная поговорка - враг моего врага мой друг, и крымский хан помогает московскому князю. Используя свои связи при доре турецкого султана, он добивается того, что Пьетро Антонио Скалари пребывает в Москву в 1484 году, спустя два года после начала своего путешествия в Россию.
Прибыв на место Петр Фрязин, а именно такое имя он получил в Московском государстве, принялся за работу. Антон Фрязин руководил возведением стен, а Скалари занимался тем, что проектировал башни будущего кремля вкладывая в их постройку все самые передовые технологии, имеющиеся на тот момент. Благодаря его таланту в Кремле появился независимый источник водоснабжения, так что даже если осаждающий враг перекроет доступ к воде с наружи, осажденные в крепости не умрут или сдадутся от жажды. Кроме того, Петр Фрязин сделает первый водопровод в Кремле и царских палатах. Но главным архитектурным шедевром среди башен построенных Пьетро Скалари в России стала Спасская башня! Её торжественное открытие состоялось в 1491 году мощная двухъярусная постройка являлась грозной ловушкой для желающих прорваться сквозь ворота. Бойницы для стрельцов и спрятанные в глубине стены переходы делали защитников крепости неуязвимыми для стрел и пуль неприятеля. А специальные слуховые каналы под землей позволяли эффективно бороться с инженерными работами осаждающих, реши они сделать подкоп под стены Кремля.
Не следует думать, что московский Кремль появился исключительно благодаря итальянцам, вместе с ними работали и русские мастера палатных дел, как называли в те времена архитекторов, из Пскова. Именно благодаря им постройки, возводимые итальянцами, приобрели неповторимый русский колорит. И теперь Кремль и Спасская башня являются безусловными символами русского государства и русской государственности.