Вчера СМИ комментировали опрос «Левады» о «падении электорального рейтинга» Владимира Путина до 41%. К сожалению, на сайте «Левады» ограничились публикацией данных только за «посткрымский» период, а многие комментаторы не имеют достаточно времени или привычки копаться в фактуре самим. Я за прошедшие сутки так и не увидел содержательных объяснений, а не пропагандистского использования данных «Левады» - причём как в одну («нас бы ждал второй тур»), так и в другую («Путин в десятки раз опережает конкурентов») сторону.
Восполню этот пробел в ожидании традиционных пятничных рейтингов от ФОМ и ВЦИОМ.
Первое. Весной 2019 года, через год после выборов, электоральный рейтинг Путина в опросе «Левады» почти наполовину выше, чем весной 2013 года, через год после предыдущих выборов – 41% и 28% соответственно (данные от всех опрошенных). Это можно увидеть здесь: https://www.levada.ru/2014/04/08/vozmozhnye-rezultaty-prezidentskih-i-parlamentskih-vyborov-7/
или здесь: https://www.levada.ru/2017/05/02/elektoralnyj-rejting-vozmozhnyh-kandidatov-v-prezidenty/
Второе. Нынешний, «заметно упавший» до 41% рейтинг Путина соответствует рейтингу Путина на пике избирательной кампании 2012 года – в апреле 2012 года, через месяц после выборов, за него были готовы проголосовать 42% от всех опрошенных.
Третье. Глубина снижения электорального рейтинга Путина за год после выборов практически одинакова как в 2013 году (минус 14%), так и в 2019 году (минус 16%). А поствыборная корректировка электорального рейтинга победителя вниз – это известное всем политтехнологам и социологам явление.
Четвёртое. Сравнить изменение рейтингов Путина от определившихся с выбором не представляется возможным из-за изменения методологии представления данных (что не красит социологов). Сегодня «Левада» публикует расчёт по тем, кто будет голосовать, но совсем необязательно определился с выбором (в такой постановке вопроса рейтинг Путина сейчас - 55%). В 2013 году публиковался расчёт по тем, кто будет голосовать и уже определился с выбором (такой показатель всегда выше, в марте 2013 года – 63%).
Пятое. В отличие от ФОМ и ВЦИОМ, «Левада» измеряет электоральный рейтинг не по готовой карточке с фамилиями кандидатов, а предлагая респондентам самим назвать/вспомнить фамилию того, за кого бы они проголосовали. Поэтому чем дальше от плановых выборов, тем больше вероятность, что респонденты ничего не ответят или никого не вспомнят, если им не дадут подсказку в виде карточки (и тем самым невольно не подскажут выбрать хоть кого-то). Ведь в общественном сознании никакой избирательной кампании сейчас попросту нет. Тем оно и отличается от сознания и образа мыслей политологов, социологов и журналистов.
Вывод же тривиален: опрос по методологии «Левады» показывает, что динамика поствыборного рейтинга Владимира Путина в 2013 и 2019 годах практически идентична, а «посткрымская» прибавка, которой априори не могло быть шесть лет назад, сегодня сохраняется.
Оригинал: https://t.me/A_Pozhalov/6
Мнение автора заметки может не совпадать с мнением автора канала