Прошло некоторое время с момента выхода трейлера фильма «Джокер», который должен поставить супергеройский жанр с ног на голову, представив нам совершенно иной подход к кинокомиксам. Давайте разберёмся в том, что нам показали!
В начале с Артуром Флеком говорит социальный работник из департамента здоровья. Она спрашивает, легче ли ему, когда есть, с кем поговорить. Она либо занимается психическими проблемами самого Артура, либо здоровьем его матери. Имя соцработницы – Дебра Кейн, что является отсылкой к Бобу Кейну, одному из авторов как Джокера, так и Бэтмена. Такая же фамилия в комиксах, кстати, была и у Бэтгёрл.
Мусор вокруг отсылает к кризисному Нью-Йорку, когда на улицах из-за забастовок действительно копились горы мусора. Сама постановка сцены на иллюстрации – это отсылка к фильму Мартина Скорсезе «Таксист», и таких здесь много, но не будем заострять на них внимание, иначе придётся загромождать статью иллюстрациями. « Таксист» вышел в 1976 году – примерно в те же времена, когда происходит действие «Джокера» - и его герой так же сходит с ума. Главную роль в «Таксисте» сыграл Роберт Де Ниро, для которого в «Джокере» нашлась роль, а Мартин Скорсезе, к слову, является продюсером фильма «Джокер».
На этом кадре Артур пишет шутки для стэндап-выступления. Стэндаперы любят говорить на темы, близкие им самим – Артур шутит про бессонницу, бедность и людей с психическими заболеваниями в обществе. Буквы выведены прямо-таки психопатическим почерком, а в букве О Флек рисует крайне неуместный смайлик. Рядом можно заметить баночку с лекарствами. Из всего этого можно сделать вывод, что у него уже есть диагностированное психическое расстройство, и Артур старается с ним бороться. Кстати, попытки Артура Флека добиться успехов на поприще стэндап-комедии отсылает нас к одному из известнейших комиксов о Джокере, «The Killing Joke», который, по сути, и лёг в основу сюжетной канвы.
А здесь на фоне рекламы порнофильма, что в то время показывали в специализированных кинотеатрах, Артур в костюме клоуна размахивает табличкой с надписью «Everything must go». Такая же надпись вывешена на витрине музыкального магазина рядом. Можно сделать вывод, что не сильно преуспевающий комик устроился на работу промоутером. Местная шпана, правда, не очень согласна с жизнеутверждающим слоганом, и забирает у Артура табличку, а после хорошенько прикладывает её к лицу клоуна. Он лежит на асфальте, и, вероятно, это один из важных этапов становления будущего Джокера: момент, когда общество в период кризиса очень жёстко его отталкивает.
Артур сидит в раздевалке, он занят своими клоунскими ботинками. И это одна из самых жутких сцен в трейлере – видимо, он переживает очередной приступ. «Это я или весь мир сходит с ума?» - спрашивает голос за кадром. Флек ставит под сомнение собственные проблемы с психикой – проблема в окружающем мире, а не в нём.
Далее Артур танцует со своей матерью, в это время на экране телевизора идут титры старого фильма. Можно прочесть имена сценаристов – и вот совпадение, эти люди как раз работали над фильмом «Джокер». Занимательная рекурсия.
Перед нами кафе, находящееся на Джером Авеню. Именно так зовут персонажа сериала «Готэм», который сам по себе является одной большой отсылкой к Джокеру.
А эта дама - Софи Дюмонд, что напоминает о персонаже комиксов DC Андре Бланке-Дюмонте, хотя это может быть просто совпадением. Но всё равно интересно! Между ними явно есть химия. Софи – мать-одиночка, и она может стать ещё одним триггером для ненависти Артура к прогнившей капиталистической системе.
В следующий момент Артур идёт в Аркхэм, самостоятельно. За таблетками? Или в этом мире Аркхэм – не только психиатрическая больница, и там лежит его мать? Или же у неё психическое расстройство? Это мы точно узнаем в фильме.
Так или иначе, в лифте он едет с буйным психбольным, которого сопровождает охранник. Заметьте, что лицо Артура при этом абсолютно отрешённое и депрессивное – можно предположить, что его мать как раз умерла. А теперь обратите внимание на зелёное граффити позади. Этот знак вопроса – отсылка к другому врагу Бэтмена, Загадочнику.
Ну, а мы переносимся в клуб «Pogo’s», где Артур смеётся очень искусственно и очень по-Джокеровски. Можно предположить, что это отсылка к серии газетных комиксов, но есть вариант поинтересней. Клоун Пого – именно такой псевдоним носил Джон Уэйн Гэйси, действительно работавший клоуном. Он известен серией зверских изнасилований и убийств. Вот такая вот жутковатая пасхалочка.
Кстати, обратите внимание на грим Пого. Грим Джокера в этом фильме явно вдохновлён им. Даже классический зелёно-фиолетовый костюм Джокера превратился в оранжево-красный, став концептуально ближе к красному, который носил настоящий клоун-убийца.
Следующая сцена переносит нас в гримёрку. У Артура ещё обычный цвет волос, но грим, который он наносит, уже похож на тот, что будет у него в образе Джокера. Он буквально натягивает улыбку, но по лицу течёт слеза, и само оно выражает горе. Возможно, эта сцена так же происходит вскоре после смерти его матери.
Эпизод в метро, похоже, разворачивается вскоре после этого. Он в гриме Джокера, только нос не красный, а вместо зелёных волос парик. Артуру явно очень плохо, он заливается истерическим смехом, хотя лицо преисполнено горя. Нападающие на него спрашивают: «Что смешного?», что в оригинале звучит как «What’s so funny?» Эту же фразу можно увидеть, например, на одном из концептуальных рисунков к уже упомянутому комиксу «The Killing Joke», там её произносит сам Джокер, будучи в образе Красного Колпака.
Похожую, в чём-то зеркальную ей фразу «Why so serious?» вы могли слышать в исполнении Хита Леджера. К слову, в метро в те времена действительно можно было отхватить, так что здесь всё исторически достоверно. Кстати, на фоне можно услышать не совсем адекватный смех.
Далее мы слышим голос Томаса Уэйна, он явно говорит о Джокере, выступая на утреннем шоу. Томас фактически выступит антагонистом фильма, если это слово здесь уместно. Интересно, что Бретт Каллен, играющий Томаса Уэйна, уже появлялся в Бэтмене Нолана. Там у него, правда, была эпизодическая роль.
Толпа протестующих с символикой Джокера собралась у Wayne Hall, в то время как сам Джокер скатывается по его ступеням. Джокер, подобно Бэтмену стал символом, хоть и противоречивым, и за ним идут люди, простые работяги, которых так же затронул кризис. И атакуют они собственность главного богача Готэма. В это время в Wayne Hall идёт показ фильма «Новые времена» с Чарли Чаплином, что рассказывает о простом рабочем, которого то и дело норовит раздавить жестокая капиталистическая машина, и там он даже попадает в психбольницу. В общем, опять параллели. Кстати, всё это время в трейлере играет песня Smile, столь иронично призывающая нас улыбнуться – она положена на музыку как раз из «Новых времён».
«Какой трус мог сделать что-то настолько хладнокровное? Тот, который скрывается за маской», - говорит Уэйн. В этот момент нам показывают, как Артур взводит курок пистолета и вытанцовывает с ним. Возможно, он совершил жестокое и громкое убийство, что вполне в стиле Джокера.
Достаточно сумбурно показываются беспорядки в метро с участием всё той же толпы и полицейских. Однако в Интернет уже достаточно давно просочились кадры этой сцены. Джокера преследует полиция, он пытается скрыться в поезде, а когда в него заходят полицейские, он оказывается полон людей в масках Джокера. Всё это переходит в массовую бойню. На слитых кадрах у последователей Джокера можно заметить такие плакаты, как «Убить всех богатых» и «Клоуна в мэры». Похоже, амбиции у Джокера и его банды серьёзные.
Кстати, момент, когда Джокер снимает маску самого себя напоминает сцену из «Тёмного рыцаря», когда Джокер Леджера снимает маску клоуна. Уж не дань уважения ли это?
Артур Флек с клоунским носом и букетом цветов навещает маленького Брюса Уэйна. Он натягивает ему улыбку пальцами, как делал это ранее себе, но не похоже, что Брюс настроен улыбаться. Возможно, родителей Уэйна уже убили по дороге из кинотеатра, или откуда-нибудь ещё, и Джокер, прямо или косвенно виновный в этом, празднует победу, пока будущий Бэтмен осознаёт свою потерю. Возможно, это и не так, но такой вариант крайне похож на правду.
Дальше начинается сумбур. Трейлер предлагает нам сделать счастливое лицо, пока Артур выступает в «Pogo’s», истерически пляшет в своей квартире в одних трусах, курит в гримёрке вечернего шоу и разбивает головой стекло. Последние два момента – самые интересные. В Интернете есть видео, на котором он говорит по телефону в телефонной будке. В один момент он бьётся головой о стекло и остаётся так стоять, пока с головы съезжает парик. Видимо, это тот самый момент, и можно предположить, что он как раз узнал о смерти матери. А теперь к вечернему шоу.
На фоне занавеса, пришедшего в этот фильм прямиком из шоу «Монолог» Джонни Карсона, ведущий вечернего шоу в исполнении Роберта Де Ниро приглашает на сцену Джокера, который выходит при полном параде. Помимо занавеса из известного шоу здесь есть ещё две пасхалки. Участие Роберта Де Ниро отсылает к фильму «Король комедии» всё того же Скорсезе с Робертом Де Ниро в главной роли, где он сыграл комика, который берёт в заложники ведущего вечернего шоу, чтобы, собственно, в него попасть. Вторая пасхалка заключается в том, что Джокер выступал на шоу в комиксе «Dark Knight Returns», и это прямая отсылка.
Артур красит волосы в зелёный – перевоплощение! После он вальяжной походкой идёт по какому-то коридору с цветами. Навещает мать? Вряд ли, тем более что она, скорее всего, уже умерла. С другой стороны, посмотрите на этот букет. Такое чувство, будто вместо стеблей у них что-то вроде рукояти. Может, это одно из замаскированных устройств, как в комиксах? В то же время, такой вариант не очень вписался бы в реалистичный стиль картины. Помимо цветов он держит что-то вроде письма. Однозначно сказать ничего нельзя, но это точно что-то важное.
По этой лестнице в начале трейлера он тяжело поднимался, всё вокруг было серым. В конце же он на ней буквально пляшет, а сцена освещена ярким солнцем. Свет здесь столь же яркий, сколь и грязный – позитивность этого перевоплощения весьма неоднозначна.
И посмотрите на это жуткое лицо. Кажется, он собирается сделать что-то ужасное. Готовы узнать в октябре, что именно?