140 га планируется «отрезать» от национального парка «Лосиный Остров» под строительство 19-километрового дублера Щелковского шоссе. Экологи считают, что это незаконно, и выступают против изменения границ нацпарка и его частичной вырубки.
Действительно, федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» запрещает изъятие любых участков из состава национальных парков.
Но несмотря на это, в марте Минприроды направило в различные ведомства на согласование документ, согласно которому из состава парка исключается 140 га.
Из них 54 га — это зеленые насаждения. Для чего? «В целях развития дорожно-транспортной инфраструктуры Московской области», то есть строительства дублера Щелковского шоссе.
Взамен к «Лосиному Острову» присоединят почти 2 тысячи га подмосковных лесов, которые сейчас входят в состав Монинского и Горенского лесничеств. Но на карте видно, что они находятся далековато от нацпарка. Это как у вас забрали бы кухню в квартире и компенсировали бы двумя кухнями в другом доме.
Что такое Щелковское шоссе? Это федеральная трасса в восточной части Московского региона с 8 полосами движения в столице и 2-4 полосами — в области. По данным Росавтодора, расчетная нагрузка составляет 25 тысяч машин в сутки. Шоссе примыкает к нацпарку «Лосиный Остров» и проходит через Балашиху, Щелково и Черноголовку.
Население этих городских округов составляет около 700 тысяч человек. Добавим к ним еще такое же количество людей, у которых на Щелковском направлении есть дачи.
Реальная нагрузка трассы — никак не 25 тысяч. В осенне-зимний период она составляет порядка 70 тысяч автомобилей, а в летний — более 90 тысяч! Вечная загазованная пробка.
Расширение Щелковского шоссе обсуждается с 2012 года. Предлагались разные варианты — снос жилых кварталов, строительство подземного тоннеля и заход на территорию «Лосиного Острова». За прошедшие годы проблема стала сложнее — домов стало больше, подземный вариант сильно подорожал. Самым реальным способом решения вопроса осталась реконструкция дороги в сторону «Лосиного Острова».
Но в национальном парке по закону строить нельзя. Для этого и хотят изменить его границы.
Кстати, изначально от парка хотели «откусить» 100 га. Теперь — 140. Активисты опасаются, что на этих участках могут появиться торговые центры. Они считают, что отчуждение любой части нацпарка недопустимо, а решить транспортную проблему можно решить другим путем.
По мнению экспертов, строительство дублера ничего не решит. Транспортного коллапса на Щелковском не было бы, если бы не было массовой застройки. Того же мнения придерживаются многие жители Москвы и Подмосковья. Зато это строительство повлияет на охранную зону, говорят в Гринписе. Выхлопы оседают на деревьях, а на участке между трассами животные жить не станут, они просто уйдут.
Плотная многоэтажная застройка в этом районе ориентирована на общественный транспорт. Проблему наверняка можно было бы решить развитием именно общественного транспорта на электротяге — электричек и трамваев.
Другие специалисты считают, что выхлопные газы, которые уже сейчас витают над «Лосиным Островом», убивают больше деревьев, чем их может пострадать при дорожном строительстве. Заповедные зоны строительство не заденет, а расширение трассы может улучшить экологическую и транспортную ситуации.
Дублер Щелковского шоссе — не единственная угроза для парка «Лосиный Остров». Его может задеть Северо-Восточная хорда, которая тоже призвана разгрузить дороги. По мнению активистов, строительство дублера Щелковского шоссе — лишь начало «перекройки» земель нацпарка.
Строить или не строить? Рубить или не рубить? Как видим, даже специалисты не могут сойтись в едином мнении. Вскоре власти решат вопрос об изменении границ парка, и тогда начнется разработка окончательного проекта дороги. Строительство нового направления Щелковского шоссе может начаться через 2 года — в 2021 году.