Я не устаю повторять – ижевский автомобильный завод недооценивают. Его принято считать «филиалом» АЗЛК, который только мог клепать Москвичи, а его единственный самостоятельный автомобиль – «Ода». Да и тот получился посредственным, начиная от качества сборки и заканчивая ужасным уровнем безопасности.
Может оно и так, но у автозавода из Удмуртии было гораздо больше проектов, чем принято считать, и некоторые из них, крайне интересны. Более того, они могли изменить судьбу отечественной автомобильной промышленности. Как, например, внедорожник ИЖ-14, о котором я сейчас расскажу.
С чего началось противостояние?
В 1970 году, советское руководство резко осознало потребность в гражданском джипе для села, который бы мог возить егерей и колхозников по весенней распутице. Тогда, глава Совмина СССР Алексей Косыгин собрал у себя представителей ВАЗ, Ижмаша и АЗЛК.
Собравшимся объявили о двух вещах. Им поручили спроектировать простой, но удобный внедорожник для жителей села. Это первое. Второе – договор с итальянцами закончился. Теперь, надо действовать своими руками.
Ижевские конструкторы показали свою машину в 1972 году. Это был готовый ходовой макет.
Главные технические особенности:
Они построили автомобиль с колёсной базой 2300 мм. Разумеется, чтобы всё сделать быстро и тридцать раз не изобретать педальный транспорт, они унифицировали модель с седаном Москвич-412. От него джип получил переднюю подвеску. Правда, усиленную. Сзади стояли рессоры.
Ещё, они придумали весьма интересный ход. С помощью лишь одного рычага, можно было включать пониженную передачу, задние, передние или все колёса. Разумеется, тормоза барабанные.
А вот с мотором не рассчитали. Под капот поставили слабенький для такой машины двигатель из Уфы, мощностью в 75 «лошадей» и объёмом 1,5 литра. Он плохо тянул ИЖ-14, особенно на бездорожье.
Почему победила «Нива»?
Не только из-за мотора. Она быстрее разгонялась, и оказалась лучше по управляемости. Но окончательный нокаут ИЖ-14 получил в кабинетах чиновников, а не на полигоне, где он испытывался одновременно с конкурентом из Тольятти.
За удмуртским заводом стояли военные, а они не особо отстаивали интересы подконтрольного предприятия. Им интереснее было строить ракеты, а не гражданские внедорожники для деревни. АвтоВАЗ был наглее и его машина вышла триумфатором в этом соревновании.
Рекомендую:
Проект 2170 – забытая модель АвтоВАЗа, которая появилась между «десяткой» и Приорой.
Проект 2170 – забытая модель АвтоВАЗа, которая появилась между «десяткой» и Приорой.
ВАЗ 2151 «Новая классика» – автомобиль, который должен был сменить «четвёрку» 17 лет назад.
Стальная история - это новый канал про автомобили прошлого. Ищу самые интересные факты про машины былых времён, и рассказываю их здесь!