О предыдущем фильме Рудольфа Томе, документальном «Описании острова», журнал Cahiers du Cinéma писал:
Томе – один из важнейших немецких режиссеров, всё ещё неизвестных во Франции.
Немецкий критик Ханс-Кристоф Блюменберг - о Рудольфе Томе 19 декабря 1980 года:
Сейчас Рудольфу Томе 41 год. Он только что снял восьмой фильм «Берлин Шамиссоплац». Он всё ещё увлечён радикальными чувствами... Осмелюсь заявить, что «Берлин Шамиссоплац» – первый шедевр немецкого кино 1980х. Премьера прошла на Hofer Filmtage, зал был переполнен. Отзывы – от гневных до нейтральных. Один критик написал про «возможно, иссякший талант» Томе. Неужели люди слепы?
Почитайте статью Блюменберга про «Берлин Шамиссоплац» и предыдущие фильмы Томе, почти не известные широкой публике:
Триумф после долгого путешествия
***
В 2015 году Рудольф Томе приезжал в Петербург на мини-ретроспективу из трех своих фильмов. Тогда вышло интервью в журнале «Сеанс», где Томе рассказывает, например, почему ему нравятся красный и синий цвета:
После Второй мировой во многих немецких домах жили беженцы из Восточной Европы, и у нас на третьем этаже была семья, с пятью девочками. Когда мне было четырнадцать, умерла моя мама, и примерно в это время я узнал о существовании девочек. Та из пяти, которая мне больше всех нравилась, ходила в красно-синем свитере. С тех пор я и люблю эти цвета.
***
На 37 ММКФ в программе «Вокруг Фассбиндера» среди других представителей нового немецкого кино показывали и фильм Рудольфа Томе. Из интервью Михаила Ратгауза с Рудольфом Томе:
— Фассбиндер осознавал себя немцем и анализировал это. Ваше кино — совсем не немецкое. Почему?
— Не знаю. На меня очень сильно повлияла «новая волна», я вообще решил делать кино, когда был в Париже. Перед этим я хотел писать романы. Может быть, на этом поприще я бы стал Фассбиндером, кто знает? (Смеется.)
***
О фильме «Берлин Шамиссоплац» (1980) с точки зрения урбанистики в четырех частях:
Часть первая.Топография. Площадь Шамиссоплац и окрестности
Часть вторая. Реновация и сквоттинг. Как начинался жилищный кризис в берлинском районе Кройцберг
Часть третья. Джентрификация. Как градостроительная политика приводит к социальному неравенству?
Часть четвертая. Не-классовая борьба. Красный цвет против синего, незаметный модернизм и другие противоречия
***
А напоследок - подборка из 10 лучших фильмов всех времен, которые неизменно вдохновляют Рудольфа Томе.
Приятного просмотра!