Самоубийство отца, увечья и гибель детей, нищета, ненавистная жена, вынужденная эмиграция, слепота… Судьба русского импрессиониста Константина Коровина – одна из самых страшных среди судеб художников-современников. При этом его картины наполнены радостью и солнечным светом, а сам он, по словам друзей, был жизнелюбивым и задорным. Никто так не сыпал шутками на дружеских посиделках, как Костенька (так его звали товарищи), и почти никто не бывал в его доме. Художник старался не пускать чужаков в мир своего кошмара.
Константин Коровин родился в 1861 году в Москве в купеческой семье. Дед-старообрядец – купец первой гильдии. Мать, талантливая арфистка. Константин очень любил смотреть, как она рисует в альбоме акварелью, расставив на столе завораживающие коробочки с красками. Отец приобщился к купеческому делу: организовывал торговлю в Нижний Новгород, обожал рисовать и именно он передал свое увлечение детям. Но после смерти деда отец не справился с оставленным капиталом. В Нижний построили железную дорогу – непобедимого конкурента. Отец обанкротился, не смог пережить этого, застрелился. Событие стало страшным ударом для семьи, которая в одночасье потеряла и благосостояние, и московский дом. Пришлось переехать в Мытищи. Мать Коровина не перенесла горя и умерла почти сразу. Дети остались сиротами. Еще недавно зажиточный дед помогал живописцам, и вот теперь, семья Василия Поленова взяла к себе Константина Коровина.
От природы активный, эмоциональный Коровин перенимал искусство Поленова, но старался закончить картину стремительно, не засиживаясь над деталями. Он писал без карандашных набросков, без контура – сразу красками, живо и быстро. Красочный, цветовой образ модели выходил на первый план в его портретах.
Порывистый, хитроватый и веселый, в юности он познакомился с симпатичной хористкой Анной Фидлер.
Жениться не спешил, но своим обаянием произвел неизгладимое впечатление на девушку. Их отношения развивались бурно, и вскоре родился первенец. Самое страшное, что Коровин тогда был беден как церковная мышь. Редкие продажи картин едва обеспечивали хлеб. Денег на врача, когда малыш заболел, попросту не было. Да и сам Коровин по молодости не понимал серьезности происходящего. Ребенок умер. В дальнейшем Коровин так и не смог простить себе этого. Он не бросал нелюбимую женщину только из жалости к ней и умершему малышу. Когда родился второй ребенок, сын Алексей, Коровин все-таки женился.
Алексея Коровин обожал. Он мечтал дать сыну все, чего не смог дать первенцу, но унаследовавший импульсивность отца Алексей был нервным и неосторожным. Однажды, спеша на трамвай, он не удержался на подножке. Нога соскользнула на рельсы. Стальное колесо трамвая отрезало пальцы стопы, и юноша остался инвалидом.
Чтобы прокормить жену и сына Константин Коровин работал день и ночь. Он разрабатывал маскировочные окрасы во время Первой мировой войны, писал портреты на заказ, создавал театральные костюмы и декорации, ездил на этюды с друзьями-художниками, чаще всего – с Валентином Серовым.
Нельзя сказать, что ему совсем не улыбалась удача. Коровин возглавлял художественные студии, занимал посты в сфере образования, его картины начали получать призы на выставках, да и сам он, бывало, входил в жюри. Известно, что живописец обожал драгоценные камни. Сам носил их как талисманы, а бывало, дарил красивым женщинам, например жене своего друга Серова. Еще и упрекал его: «Валентин, ты такой чудесной женщине совсем украшений не даришь». Своей жене он не дарил ничего.
Обиднее всего Коровину было, что жена абсолютно равнодушна к живописи и страшно ленива. В доме царил такой бардак, что художник не мог пригласить туда знакомых, общался с ними на лестнице перед дверью. В страшном хаосе валялись рубашки, кисти, черви для рыбалки, грязные чашки. В этом ужасе находился заброшенный сын-инвалид, на кухне, кроша булку, смотрела в окно располневшая, опустившаяся жена.
У Коровина было несколько любовниц. Надежда Комаровская стала музой и любимой женщиной на всю оставшуюся жизнь. Но и ее он потерял через несколько лет.
Сложнее всего пришлось после революции. Во многом Коровину помешал Владимир Маяковский, не только поэт, но и ревнивый художник. Он обвинял Коровина в буржуазности, в недостатке авангардизма. В результате Коровин отказался сотрудничать с властью, писать картины на заданные социалистические темы и скоро оказался смещен со всех постов и отстранен ото всех актуальных выставок. Третьяковская галерея отказалась покупать его полотна. В один прекрасный день в квартиру-мастерскую пришли – уплотнять. Это стало последней каплей. Художник собрал все свои накопления для отъезда семьи в эмиграцию. Под предлогом лечения сына он попросил у Луначарского разрешение на выезд из страны, и уехал во Францию. Там он рассчитывал провести персональную выставку. «У меня нет направления и нет моды - нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость - это язычество. Оттого-то я люблю искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму...» - говорил о себе Коровин. Он был уверен, что еще вернется в Россию и будет востребован.
Жизнь во Франции оказалась не легче. Выставка провалилась. Импрессионизм, расцветавший в России, во Франции уже начал выходить из моды. Коровин оказался на чужбине без друзей, без любимой женщины, без знакомых коллекционеров. Искалеченный сын, которого когда-то так любил Коровин – избивал отца, требуя денег, и неоднократно пытался покончить с собой. Жена называла картины «мазней» и «бездарностью». Никакой духовной близости с ней не было.
В последние годы жизни Константин Коровин почти ослеп. Ему осталось только писать мемуары и воспоминания о России. Он умер внезапно. На улице, во время одного из первых налетов немецкой авиации в самом начале Второй мировой.
Ни одно из страшных событий жизни импрессиониста не омрачило его красок, его восприятия мира, видения солнечного света, пронизывающего природу, его любви ко всему окружающему.
Мы наслаждаемся светом полотен Константина Коровина не зная о жизненном пути художника.