Найти тему
УМА ПАЛАТА

Какие выражения пришли к нам из русских сказок?

Оглавление

Наши родные русские народные сказки донесли до нас не только образ жизни, быт, верования наших далеких предков, но и невероятно обогатили наш язык словами и фразеологизмами.

                  В. М. Максимов «Бабушкины сказки», 1867 год
В. М. Максимов «Бабушкины сказки», 1867 год

При царе Горохе

Вот, к примеру, выражение «При царе горохе». Когда жил царь Горох не возьмется определить ни один историк. Но это очень, очень давно, что уже никто и не помнит, когда. А может времен и не было вовсе. Синонимом этих выражений были и другие: «При царе косаре», «При царе горохе и царице морковке», «При царе косаре, когда турки воевали». Известный славянофил и исследователь славянского творчества А.Н.Афанасьев упоминает о киевском богатыре Покатигорошке, легендарном герое русских, украинских и белорусских сказок и легенд.

                           Царь Горох. Иллюстрация Марины Клейман
Царь Горох. Иллюстрация Марины Клейман

Его также называли Иван-Горошек, или Катигорошко. Он боролся с лютым змеем и даже спускался в подземное царство. Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» связывает слово горох со словом грохот, грохотать. Отсюда же родилась связь царя Гороха с Перуном-громовержцем. Поэтому бог Перун и представляется в образе царя Гороха. А вот по мнению другого историка и исследователя Древней Руси Б.А. Рыбакова, царь Горох был предводителем славянского племени, почитаемого бога Перуна. Царь Горох упоминается во многих славянских сказках.

Царь Горох с сыном и придворными на обложке журнала «Жупел» (1905). Художник Иван Билибин. Источник фото: ru.wikipedia.org
Царь Горох с сыном и придворными на обложке журнала «Жупел» (1905). Художник Иван Билибин. Источник фото: ru.wikipedia.org

По одной из версий богатырь Покатигорошек шел сражаться со змеем в царство мертвых, где течет речка Смородина и стоит Калинов мост. О происхождении речки Смородины и Калинова моста я рассказывала в одной из предыдущих статей о происхождении народных названий растений.

Живая и мёртвая вода

Виктор Васнецов. "Иван-царевич на Сером Волке", 1889 год
Виктор Васнецов. "Иван-царевич на Сером Волке", 1889 год

Также в сказках мы встречаем упоминание о воде мёртвой и воде живой. В одной из известной русских сказок «Об Иване-царевиче и сером волке» мы встречаем воду мёртвую и живую. По преданию, мёртвая вода — это вода стоячая, затхлая. Такая вода бывает в глухих болотистых местах, вода стоячая, вода плохая. Пить ее нельзя. Живая же вода — это вода ключевая, свежая, родниковая, целебная, способная поднять на ноги. Вода живая стала прообразом воды святой. В сказке Серый Волк, чтобы спасти Ивана-царевича, добывает мёртвую и живую воду. Сначала поливает его водой мертвой, чтобы залечить раны. Мёртвая вода здесь играет роль своего рода болеутоляющего. Известно, что в старину лечили раны отварами, прикладывали золу, заговаривали боль, даже прикладывали сырую землю, чтобы Мать-земля дала силы к выздоровлению. Затем Волк опрыскивает мёртвого царевича живой водой, и он встает на ноги.

Серый Волк находит мёртвого Ивана Царевича. Иллюстрация к Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке. И. Я. Билибин, 1899 год. Источник фото: ru.wikipedia.org
Серый Волк находит мёртвого Ивана Царевича. Иллюстрация к Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке. И. Я. Билибин, 1899 год. Источник фото: ru.wikipedia.org

А вот как толкует мотивы сказки с применением мёртвой и живой воды известный филолог и фольклорист В.Я.Пропп. Вода мёртвая должна окончательно убить Ивана-царевича, умертвить, чтобы он не стал ни призраком, ни вампиром, не застрял между двумя мирами, миром мёртвых и миром живых. Вода мёртвая должна подобно погребальному обряду окончательно похоронить Ивана. Теперь живая вода начинает действовать и воскрешает Ивана-царевича.

                                  В.А.Корольков. Живая и мертвая вода
В.А.Корольков. Живая и мертвая вода

Как видим, даже у славянских языческих народов, еще не знавших христианских традиций, уже встречаются упоминания и смерти и воскресении. Есть версия, что живую воду на Руси могли «готовить» только волхвы, языческие жрецы. Они знали, где находятся целебные источники. Взятую из сем родников воду нужно было истолочь в ступе. Затем влить в нее отвар из специально собранных трав. Волхвы хорошо знали анатомию, основы медицины и фармакологии, и одновременно были знающими ботаниками и искусными лекарями.

                        В. М. Васнецов. Встреча князя Олега с волхвом. 1899 год
В. М. Васнецов. Встреча князя Олега с волхвом. 1899 год

За тридевять земель

А чтобы добыть мёртвую и живую воду порою надо было отправляться за тридевять земель. У выражения «За тридевять земель» масса синонимов: «На Кудыкину гору», «В тридевятое царство, в тридесятое государство», «Куда Макар телят не водил», «У черта на куличках», «У черта на рогах», «Куда ворон костей не заносил», «За горами, за долами, за зелеными лесами»... Все это рождено русскими сказками и означало очень далеко, так далеко, что и неведомо где. Из этой же серии и сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…» . Или может быть, как у А.С. Пушкина: «Там, на неведомых дорожках».

                  Михаил Ромадин «За тридевять земель»
Михаил Ромадин «За тридевять земель»

Поскольку обычным местом обитания наших предков были лес, река, поле, то все эти выражения подразумевали, как правило, чужую неведомую страну, чужое государство, совершенно другую местность, где-то за границами родной земли. Интересно возникновение слов тридевятое и тридесятое. Многие лингвисты полагают, что это от троичной системы счета, существовавшей издревле на Руси. Поскольку считали тройками, три девять — это три раза по девять (27), а три раза по десять (30).

                         В тридевятом царстве. Иллюстрация
В тридевятом царстве. Иллюстрация

Однако, это заблуждение. Нет доказательств, подтверждающих эту теорию. И что тогда означают цифры 27 и 30, расстояние, мера длины? А может это количество границ различных княжеств и королевств, которые необходимо было пересечь? Или количество препятствий или испытаний? В общем, где-то в неведомых далях и невиданных местах, где нужно было проявить смекалку и отвагу, чего у русского народа не отнять.

Михаил Ромадин. За тридевять земель. Иллюстрация
Михаил Ромадин. За тридевять земель. Иллюстрация

Продолжение следует...

Если Вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые. Не забывайте оставлять комментарии!