Найти тему
Управление знаниями

Опыт экспертов или как нам понять, «как делать»

Как оказалось – вопрос совсем не праздный. Совсем недавно на сайте www.talent-management.com.ua опубликовали перевод статьи Джоша Берсина о том, как «работать» с опытом сотрудников. Это тот Берсин, который «был» сначала отдельной и очень интересной компанией, на материалах которой я познавал "правильный" состав HR-процессов, а сейчас – часть компании Deloitte.

А еще корпоративным командам на тренинге, который стартует в начале июня, тоже надо будет рассказать о том, как работать с опытом сотрудников, относящимся к категории «как делать».

В принципе, для нормальной работы важно знать и то, «что делать», и то, «как делать». Но с первым разобраться проще: «почини кран», «забей гвоздь», «собери шкаф» и все в таком же духе. Но если с тем, как чинить кран, около половины населения нашей страны более-менее неплохо справится самостоятельно, половина оставшихся найдут, к кому обратиться, а все остальные – будут пробовать сами, ища инструкции «как сделать» на просторах интернета или у знакомых, то для решения специфических рабочих или проектных задач опыт «как делать» может стать поистине бесценным.

Я расскажу только некоторые из идей, которые можно использовать на практике.

Во-первых, всегда важен нормальный старт. И если простые или не слишком критичные задачи допускают обучение на собственных ошибках, - в первую очередь именно потому, что «ну и ладно», - то более сложные требуют серьезного отношения к началу работ.

Немного писал об этом в предыдущих материалах (например, https://kmexpert.ru/2019/03/23/knowledge-transfer/), но повторюсь. Если вы хотите получить подсказки на старте, то:

· Вам надо знать, какие эксперты по нужной теме доступны вам внутри компании и за ее пределами.

· Вам надо выбрать походящий формат мероприятия, в рамках которого вы будете получать помощь от экспертов и других участников.

· И очень часто бывает полезным – спланировать предстоящие действия.

Во-вторых, важно не забывать и про «фоновый» источник получения новых знаний, - те постоянно действующие или специализированные процессы, которые позволяют вам обмениваться знаниями с другими людьми. Что-то можно получить в рамках конференций. Что-то – из литературы и публикаций. Но основным инструментом получения и «фильтрации» новых знаний могут стать профессиональные сообщества или специализированные мероприятия, например, обмена знаниями.

В-третьих, если владеете чем-то или получили что-то новое и полезное другим, - зафиксируйте это. Выбирать тут можно из самого широкого набора – от интервью с сотрудниками до «разбора полетов» сделанного за день.

В-четвертых, не становитесь «собаками на сене»: узнали что-то новое и полезное, - поделитесь этим с другими!

Конечно, «изъятые» знания о том, «как делать», надо будет еще и упаковать. Можно воспользоваться советами от NASA (https://kmexpert.ru/2019/04/01/nasa-cases/ ), можно пойти по пути создания СОП, чек-листов, инструкций и регламентов (желательно – с картинками). И это будет тем «в-пятых», о котором тоже нужно помнить.

Лично мне понравилась сегодняшняя идея «упаковать» инструменты, которые можно использовать для передачи опыта экспертов, в виде карточек. Под запрос и вместе с вами – готов это сделать. Пример такой карточки - как раз на картинке.)))

Владимир Баронов