Найти тему
Ретроспектива PRO

Марго Фонтейн. Звезда британской и мировой балетной сцены XX века

Из истории мирового балета

В 1961 году прима лондонского Королевского балета Марго Фонтейн находилась в зените славы и поклонения, однако уже подумывала покинуть сцену. Увы..., театрально-сценическая жизнь балерин коротка, а ей было 42 года.

Марго Фонтейн (1919 г. - 1991г.)
Марго Фонтейн (1919 г. - 1991г.)

Однако случай или перст судьбы кардинально изменил ее намерения. Блистательная балерина еще более десяти лет вдохновенно танцевала, срывая овации восторженной публики. И причиной тому – рождение удивительного дуэта. Но не будем забегать вперед.

Путь от Маргарет Хукем до Марго Фонтейн

Маргарет Хукем вошла в историю балета под именем Марго Фонтейн. О непревзойденной представительнице британского балетного искусства говорили, как о живом совершенстве, обладательнице исключительной техники. Сама же балерина твердила, что танцует всем телом, руками, глазами, чтобы публика не смотрела на ноги, ибо считала – ее козырь не столько техника, сколько артистичность.

Ранний набросок Марго Фонтейн Сесила Битона, ок. 1936
Ранний набросок Марго Фонтейн Сесила Битона, ок. 1936

Занималась Фонтейн у преподавателя из России Джорджа Гончарова, бывшего танцовщика Большого театра, привившего ей любовь к русской балетной классике. Позже брала уроки у Ольги Преображенской и Тамары Карсавиной. В пятнадцать лет юная Маргарет дебютировала в балетной труппе «Вик-Уэллс балле», танцуя снежинку в «Щелкунчике», а уже через год исполняла сольные партии. Именно в это время появился и ее псевдоним. Имя Маргарет трансформировалось во французский вариант Марго, а фамилию Фонтейн, она, как говорила, позаимствовала в телефонном справочнике. Выбранной псевдоним оказался созвучным с бразильской фамилией ее деда по материнской линии – Фонтес.

Марго Фонтейн в 16 лет. 1935 год.
Марго Фонтейн в 16 лет. 1935 год.

Марго стала олицетворением русского балетного танца на лондонской сцене, но со своим особенным стилем. Балерина создавала образ героинь без лишней аффектации в танцевальных приемах, движениях, одним словом, по-английски.

Марго в 17 лет в балете "Свадебный букет". 1937
Марго в 17 лет в балете "Свадебный букет". 1937

Оглушительный успех пришел к Марго Фонтейн, когда она станцевала «Жизель», заменив на сцене ушедшую из труппы театра прима-балерину ассолюта Алисию Маркову, бывшую артистку Русского балета Дягилева.

17-летняя Марго Фонтейн с Робертом Хелпманном на сцене в «Уэллсе» впервые танцующая в роли Жизели. 19 января 1937 года.
17-летняя Марго Фонтейн с Робертом Хелпманном на сцене в «Уэллсе» впервые танцующая в роли Жизели. 19 января 1937 года.

В поздравительной телеграмме Нинетт Валуа приветствовала молодую балерину словами: «Вот так некоторые пробивают себе дорогу к величию!»

Огромную роль в формировании балерины Фонтейн сыграл хореограф Фредерик Эштон. Работая под его руководством, танцовщица шлифовала исполнительское мастерство, ее танец обретал изысканность и лиризм.

Фредерик Эштон, Сильвия  Марго Фонтейн, Майкл Сомс, Александр Грант и другие танцоры Королевского балета
Фредерик Эштон, Сильвия Марго Фонтейн, Майкл Сомс, Александр Грант и другие танцоры Королевского балета

Гастроли в Париже и Америке

Слава Фонтейн перешла границы Британии в 1948 году, когда балерина уехала на гастроли покорять парижскую публику. Она очаровала не только французских балетоманов, но и завладела сердцем хореографа Ролана Пети. Залечила артистка и свою сердечную рану первой любви к композитору и дирижеру Констану Ламберту. Отношения с Пети продлились недолго. А впереди ее ждали длительные гастроли по Америке.

Многомесячное турне Марго Фонтейн с труппой Sadler’s Walls по Штатам стартовало в Нью-Йорке. Первый спектакль в афише - «Спящая красавица».

Марго Фонтейн в "Спящей красавице"
Марго Фонтейн в "Спящей красавице"

Успех был грандиозный! Публика оценила классическую постановку, шикарные декорации. Жемчужиной спектакля была Марго Фонтейн в партии принцессы Авроры. На следующий день после выступления она проснулась балериной мировой величины.

Ведущие газеты пестрели хвалебными статьями, ее портретами и интервью. Марго блистала не только на сцене, но и вне театра. Она безукоризненно, со вкусом одевалась, предпочитая наряды Кристиана Диора и Сен-Лорана, обладала прекрасными манерами, умела позировать перед камерой.

Марго Фонтейн загорает (1951), от блестящего фотографа ДЖОАНА ЛИ ФЕРМОР.
Марго Фонтейн загорает (1951), от блестящего фотографа ДЖОАНА ЛИ ФЕРМОР.

Жизнь между Лондоном и Панамой

В 36-летнем возрасте, признанная и обожаемая британской публикой Марго Фонтейн встретила давнего знакомого, с которым навсегда связала свою судьбу. Это был сын политика и бывшего президента Панамы Роберто де Ариас. В кругу родных и друзей его называли просто Тито. Дипломат и импозантный мужчина нравился женщинам, не осталась к нему равнодушной и Марго. Она приняла предложение стать его супругой. С тех пор ее жизнь протекала то в Британии, то в Панаме.

Марго Фонтейн с мужем, Роберто де Ариасом (Тито)
Марго Фонтейн с мужем, Роберто де Ариасом (Тито)

Биограф Нуриева Диана Солуэй, писала, что Марго жила любимой профессией и упивалась моментами, в которые ее увлекала атмосфера вокруг Тито. Сопровождая супруга, она встречалась на приемах с Кастро и Черчиллем. Чета путешествовала, совершая морской круиз в компании Аристотеля Онассиса, который был давним приятелем Тито, и знаменитой Марии Каллас. Балерина говорила, что до тех пор, пока не стала супругой Тито совершенно не имела представления, кто она такая за пределами сцены. А выйдя замуж, узнала, что она госпожа Тито де Ариас.

В Панаме балерина с удовольствием танцевала на сцене маленького театра, в котором во время гастролей по Южной Америке в 1918 году выступала непревзойденная Анна Павлова.

Марго любила эти выступления, посвящала каждый танец главному зрителю и фанату – Тито. Но уже время от времени задумывалась о завершении балетной карьеры. Однако прежде, чем она решила распрощаться со сценой, фортуна уготовила ей судьбоносную встречу.

Рождение легендарного балетного дуэта

Существует две версии о том, как возникла легендарная пара Нуриев и Фонтейн. Знаменитый танцор упоминает о неожиданном звонке госпожи Марго из Лондона с предложением выступить на благотворительном концерте в пользу Королевской академии танца. Она же утверждает, будто сам Нуриев был очень настойчив, безумно хотел станцевать с ней и добился приглашения.

Рудольф Нуриев (Нуреев). 1938 г. - 1993 г.
Рудольф Нуриев (Нуреев). 1938 г. - 1993 г.

Чья бы не была инициатива встречи, она состоялась и вылилась в идеальное многолетнее партнерство. Участвуя в концерте, пара танцевала миниатюру М. Фокина «Видение розы». Выступление вызвало сенсацию, и Нуриев уже мечтал выйти с ней на сцену в «Жизели». Поначалу эта идея испугала Фонтейн. По ее словам балерина опасалась, что будет выглядеть подле молодого и прекрасного танцовщика, будто «старая овца рядом с ягненком».

Фонтейн и Нуриев репетируют сцену из "Жизели". Королевский балет. 1962 год.
Фонтейн и Нуриев репетируют сцену из "Жизели". Королевский балет. 1962 год.

Сомнения оказались напрасными. Строгая публика была покорена дуэтом, такой «Жизели» она еще не видела. Очевидцы утверждали, что зал неистово аплодировал еще 40 минут без передышки после того, как опустился занавес. Присутствовавшая на спектакле Жаклин Кеннеди, вспоминала, что виденное ею действо было «одним из сильнейших художественных впечатлений в жизни», а руки у зрителей в тот вечер опухли от аплодисментов.

За «Жизелью» последовали новые постановки. Они танцевали в спектакле «Маргарита и Арман» в хореографии Фредерика Эштона, в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана.

Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн в Маргарите и Арманде
Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн в Маргарите и Арманде

Танцевали вдохновенно, страстно. Нуриев вспоминал, что на репетициях был титанический труд и полная самоотдача. Марго не щадила сил, вкладывала в партнера и танец свою душу. Потом эти эмоции не преподносились, а выплескивались в зал. По словам танцора, они «играли и жили друг другом».

А публика задавалась вопросом, могут ли возникнуть такие глубокие эмоции и страсть только на сцене, если ее нет в реальной жизни. Однако никто не знает достоверно, был ли в действительности это только духовный и творческий союз или все же их соединяло что-то большее. Очевидно другое: никому из балетных дуэтов того времени не удавалось так убедительно, страстно и тонко изобразить в танце сцены любви.

Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн. Автор Зоя Доминик, 1960-е
Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн. Автор Зоя Доминик, 1960-е

Закат

Известие о ранении мужа, балерина получила, готовясь к музыкальному фестивалю. Пять пуль в Тито выпустил ближайший соратник. По одной версии причиной стали политические разногласия, по другой – банальная ревность, поговаривали, что Тито завел роман с его женой. Последствия ранения оказались тяжелыми, муж был парализован и прикован к инвалидной коляске. Фонтейн все чаще курсировала между Британией и Панамой. И если на сцене она была сияющей звездой, то в обычной жизни – скромной сиделкой при муже. Впрочем, зная его страсть к светским раутам, Марго возила супруга на приемы, обеды, организовывала званые вечера и у себя дома.

Выступала балерина все реже и реже, участвуя вместе с Нуриевым в выгодных ангажементах.

-14

Деньги таяли и уже ненужными становились бриллианты. Бесполезно лишними оказались и сценические костюмы. Она продает драгоценности, дарит костюмы панамскому театру.

С супругом Марго рядом до последнего его часа. Сама она неизлечимо больна, нуждается в средствах. Нуриев тайком оплачивает ее счета за лечение, о чем она никогда не узнает. Он инициирует бенефис в честь Марго Фонтейн, благодаря которому удается собрать около 250 тысяч фунтов стерлингов. Средства направили в трастовый фонд для ее материальной поддержки. Последние месяцы и дни артистки медленно тянулись в мучительной борьбе с неизлечимым и коварным раком.

Марго Фонтейн на сцене в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, Paris Match , 12 февраля 1954 года
Марго Фонтейн на сцене в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, Paris Match , 12 февраля 1954 года

Похоронена Марго Фонтейн рядом с мужем на скромном панамском кладбище, об этом последнем желании она упомянула в завещании. На могиле выдающейся британской балерины XX века нет эпитафий, не указаны ее регалии, на надгробном камне выбито только имя и даты жизни: 18.05.1919 – 21.02.1991.

-16