Как самолеты видят друг друга во время полета и избегают столкновений? Первым делом, стоит рассказать о распределении самолётов в воздухе. Все воздушные суда, при полете по маршруту, выдерживают определенную высоту полета, а конкретно эшелон полета. В России самолеты следующие с курсом от 0 до 179 градусов должны занимать четные эшелоны, например 260, 280, 300 и так далее, а с курсами от 180 до 359 - нечетные. Такие правила помогают избежать столкновений лоб в лоб, то есть ситуации когда два самолета
летящих навстречу друг другу на одной высоте чисто физически быть не может. Номера эшелонов - это высота полета в футах. Например эшелону 280 соответствует высота 28 тысяч футов, а эшелона 360 - 36 тысяч футов. Однако, в воздухе по мимо встречных бортов, находится еще очень много попутных, то есть тех, которые летят в одном с нами направлении. С ними высота может быть одинакова и тут уже нужно глядеть в оба. Основную роль в области предотвращения столкновений, играют авиадиспетчеры. Именно они следят за всеми бортами в пространстве и выдают указание кому и куда лететь. Однако существует такое понятие, как человеческий фактор. Поэтому во избежание столкновений, была разработана система предупреждения столкновений TCAS. Принцип ее работы довольно прост, на каждый самолет гражданской авиации устанавливается специальное устройство, называемое самолетный ответчик, оно считывает показания высоты, скорости и местоположения воздушного судна. Затем это устройство передает данные другим бортам воздухе посредством радиосигнала. Получив аналогичным способом информацию от других бортов, на дисплее в кабине пилотов отображается весь трафик в радиусе до 148 километров по горизонтали в направлении полета, до 56 километров с левого и правого бортов и до 3 километров по вертикали. В случае возникновения опасности столкновения TCAS выдает звуковой сигнал и указывает, что нужно делать. Одному борту эта система рекомендует снизится, а другому наоборот набрать высоту. Казалось бы, с такой системой столкнуться воздухе просто невозможно.
Однако 1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись два самолета. В то время TCAS только начала появляться на самолетах, поэтому не все вопросы связанные с ее использованием были решены. Два борта, российский ТУ-154 и Боинг 757, летели на одном эшелоне. Авиадиспетчер не сразу заметил опасное сближение. В это время на ТУ-154 и 757, сработали TCAS. Нашему борту она указала немедленно набрать высоту, а Боингу начать резкое снижение. Однако в этот момент в работу экипажей вмешался немецкий авиадиспетчер, который дал команду русскому самолету снижаться. То есть эта команда противоречила той, что выдавала система предупреждения о столкновении. Российский борт решил последовать диспетчерским указанием, не обращая внимание на предупреждение системы. Но загвоздка была в том, что системы TCAS заранее договариваются друг с другом о том, кто и куда будет отворачивать, чтобы не получилась такой же ситуации, когда оба борта на одной высоте начинают набор, что никак не помогает во избежание столкновения. В итоге оба самолета вошли в снижение и столкнулись. Погибли все находящиеся на борту люди. После этого случая, был издан указ о том, что приоритетными являются рекомендации выдаваемые системой TCAS, а диспетчера в такой ситуации слушать не следует. Больше таких катастроф не происходило.