Действительно, опричники рекрутировались по строгому отбору, были поставлены в привилегированное положение в ущерб остальному населению, им запрещались какие-либо связи с «земщиной», даже поместья им выделялись в определенных уездах, откуда выселялись прежние землевладельцы, чтобы опричники имели соседей тоже только опричников.
Опричнина в первую очередь была направлена на осуществление абсолютной власти царя, давая ему возможность бесконтрольно распоряжаться жизнью и смертью любого из своих подданных, включая самых знатных, при полном параличе духовенства.
Не приходится сомневаться, что комплекс реформ, объединяемых общим названием «опричнина», не мог быть выработан за короткий срок. Очевидно, мысль об этих реформах появилась у Грозного давно. Заблаговременно началась и подготовка к введению опричнины. Возможно, к числу первых подготовительных мероприятий относится смена в июне 1563 г. ближайшего окружения Владимира Андреевича и последовавшее вскоре пострижение его матери княгини Ефросиний. Так старицкий князь оказывался под более строгим контролем, что было особенно важно, поскольку Грозный задумал разыграть сцену отречения от власти.
Затем Грозным был предпринят ряд шагов для привлечения на свою сторону нового митрополита Афанасия.
В феврале 1564 г. на заседании освященного Собора и боярской Думы было принято решение о предоставлении митрополиту права носить белый клобук и пользоваться печатью красного воска. До этого такие привилегии были лишь у новгородского архиепископа. Однако еще большее значение имел факт выдачи митрополиту Афанасию ряда жалованных грамот.
Грамота от 20 июля 1564 г. закрепляла за митрополитом все его владения, включая владения митрополичьих монастырей, бояр, детей боярских и митрополичьих слуг. Утверждалось, что митрополичьи крестьяне освобождаются от ряда поборов и повинностей, а все слуги и крестьяне митрополита объявлялись подсудными только митрополичьему суду по всем делам, кроме убийства.
Две грамоты, выданные в августе того же года, давали право митрополичьим слугам ежегодно беспошлинно провозить 100 возов товаров в Северские города6 и 100 возов товаров в Новгород, Псков и другие города Северо-Западной Руси, а также закупать для митрополита разные припасы.
9 сентября 1564 г, Иван Грозный выдал митрополичьему дому жалованную тарханную несудимую грамоту на Борисоглебскую слободку в Переславле Залесском.
Наконец, 30 сентября того же года были выданы еще две жалованные грамоты. Согласно первой, митрополиту предоставлялась половина Ржевской десятины, согласно второй — митрополичьим слугам разрешалось ежегодно беспошлинно провозить из Нижегородской земли в Москву и обратно в Нижний Новгород припасы на 50 возах и торговать по пути этими товарами.
Такое обилие жалованных грамот, выданных митрополиту перед введением опричнины, не может быть случайным, тем более, что Грозный, крайне щедрый к монастырям, был обычно весьма сдержан по отношению к белому духовенству. Выдача этих грамот показывает, что введению опричнины предшествовала тщательная подготовка, направленная и к тому, чтобы привлечь на свою сторону белое духовенство.
Рассматривая с таких позиций действия Грозного осенью 1564 г., следует отметить его посещение в октябре Покровского монастыря в Суздале, того самого, где была заточена Соломония и обнаружено ложное погребение. Грозный и раньше посещал Покровский монастырь — в октябре 1552г. и в 1560 г. Посещение монастыря в октябре 1564 г. вместе с Марией Темрюковной и сыновьями было последним, когда он там был, причем сам визит был прерван известием о неожиданном нападении татар, так что уже 6 октября Грозный вернулся в Москву. Дата возвращения Марии Темрю-ковны и сыновей Грозного отсутствует.
Спустя два месяца, 3 декабря 1564 г. Грозный с семьей и поездом приближенных выехал сначала в с. Коломенское, а затем в Александрову слободу, где и объявил о своем отказе от царства.
По единодушному мнению историков, отречение от престола было тактическим маневром, целью которого было заставить боярскую Думу принять требование Грозного о предоставлении ему неограниченной власти. Похоже, отречение действительно преследовало такую цель, но только ли для этого Грозный хотел создать видимость своего ухода? Не был ли этот ход продиктован тайной надеждой, смешанной со страхом, что скрытый враг захочет воспользоваться смутой, обнаружив себя и своих сторонников?
Современное состояние источников не позволяет определить действительные причины многих казней 1565—1569 гг. и направление проводимых по приказу Грозного расследований. Однако мы знаем, что именно в эти годы Грозный интересовался делом Соломонии. Согласно помете, сделанной дьяком на описи Царского архива, 7 августа 1566 г. Грозный затребовал к себе документы по этому делу. К сожалению, в архивной описи отмечались лишь факты изъятия документов, а не случаи обращения к ним на месте, к тому же и эти пометы сохранились лишь за тринадцатилетний период, с 1562 по 1575 г. и у нас нет доказательств, что Грозный раньше не интересовался этими бумагами.
Спасибо за внимание.