Несмотря на стремительное развитие онлайн-технологий, банкоматы остаются безальтернативными посредниками между банками и их клиентами. А в процессе общения с какой бы то ни было техникой у человека непременно возникают вопросы.
Можно ли попросить банк установить банкомат в определенном районе?
Очереди из желающих как снять, так и внести наличные деньги часто можно увидеть возле банкоматов Сбербанка. Можно ли заказать банкомат, если имеющихся не хватает, чтобы обслуживать потребности клиентов? В «Сбере» сообщили, что при выборе места для установки банкомата анализируется большое количество факторов, а не только количество клиентов в том или ином районе.
«Помимо знаний о клиентах, мы анализируем имеющиеся каналы обслуживания (отделения, эквайринг и так далее), фактический спрос на банковские услуги, наличие мест, соответствующих требованиям банка к безопасности, инкассации и сервисному обслуживанию», — рассказали в банке. При желании клиент может подать обращение на тему возможного размещения банкомата. «Мы проанализируем данное обращение и примем по нему решение. Адреса размещения действующих устройств всегда доступны клиентам на сайте банка», — отметили в пресс-службе «Сбера».
Как отличить фальшивый банкомат от настоящего?
Для того чтобы украсть деньги с карт, мошенники готовы провернуть настоящую аферу, установив фальшивый банкомат. Как не попасться на подобную уловку?
Лучшая защита от фальшивых банкоматов — бдительность. Обычно банкоматы, находящиеся под круглосуточной охраной в подразделениях банка и в государственных учреждениях, безопасны. Наиболее часто фальшивые банкоматы размещают в крупных торговых центрах. В качестве фальшивых банкоматов используется оборудование, которое уже было ранее в употреблении. Вас должен насторожить внешний вид банкомата: если у него нет защитных наклеек, картоприемник в царапинах или вмятинах, а также если АТМ не отмечен на карте банка, к которому он как бы принадлежит. Был случай, когда в крупном торговом центре, не вызывая подозрений, несколько месяцев стоял банкомат банка, у которого отозвали лицензию.
Правда ли, что звук пересчитываемых банкнот — это запись?
«Только что узнал, что звук отсчитывания денег в банкоматах заранее записан. Как будто второй раз узнал, что Деда Мороза не существует» — картинку с такой надписью можно увидеть в социальных сетях. Действительно ли банкомат лишь имитирует звук при пересчете денег?
В банкоматах, работающих на прием и выдачу наличных, установлены два устройства, которые издают характерный звук. Это диспенсер и депозитор. Диспенсер выдает наличные по запросу клиента, а депозитор принимает средства на счет клиента. Наличные в банкомате хранятся в специальных кассетах, в каждой из которых лежат купюры одного определенного номинала. В ходе выдачи средств банкомат выбирает кассету с купюрами нужного номинала и выгружает из нее необходимое количество банкнот. Во время приема — пересчитывает внесенные купюры, проверяет их подлинность и укладывает в кассеты. Все эти процессы сопровождаются характерным звуком, который ни с чем не спутаешь. Поэтому записывать его на аудиофайл нет никакой необходимости.
Что делает банк, когда деньги были списаны, но не выданы, или в других спорных ситуациях? И почему так происходит?
Ситуации, когда банкомат списал деньги со счета, но не выдал их, или забрал деньги, но не засчитал, часто обсуждаются в «Народном рейтинге» портала Банки.ру.
В случае если при совершении операции снятия наличных в АТМ «родного» банка деньги не были получены, клиенту, как правило, придется заполнить и предоставить в банк заявление на опротестование операции. Получив заявление от клиента, банк проводит служебное расследование, а именно: производит инкассацию банкомата и анализирует запись электронного журнала. По результатам проведения служебного расследования банк принимает решение о возмещении денежных средств путем зачисления их на счет клиента.
Аналогичный алгоритм действует и в случае, если клиент банка внес деньги в банкомат, а на счет они так и не были зачислены. В этой ситуации также потребуется предоставить заявление на опротестование операции, чтобы банк провел служебное расследование и по его результатам принял решение, зачислять деньги на счет или нет.
Проблемы с банкоматом могут произойти из-за ненадлежащего состояния карты, сбоя в работе картридера, сбоя электроэнергии, сбоя работы ПО, сбоя в процессинговом центре, технического сбоя модуля выдачи или приема наличных.
Скоро ли банкоматы будут узнавать владельца карты в лицо?
Некоторые российские банки приступили к тестированию технологии биометрической идентификации пользователей. Банкоматы с таким функционалом могут узнавать клиентов по лицу, обезопасив тем самым владельцев карт от возможных мошеннических действий. Биометрические банкоматы тестируют Тинькофф Банк и Сбербанк. Но вот когда такие банкоматы будут доступны клиентам — в банках пока не говорят.