Найти тему

Рассказ медика о суровых реалиях донорства и медицины в провинции

В нашей группе ВКонтакте мы запустили подкасты. В первом подкасте Влад взял интервью у замечательной медсестры из глубинки России.Рассказ медика о суровых реалиях донорства и медицины в провинции. Публикуем стенографию подкаста, а для тех, кто хочет прослушать аудио — запись в группе.

Всем привет! Меня зовут Влад и это подкаст DonorSearch «Кровь, добро и люди».

Сегодня мы с вами поговорим с одной замечательной медсестрой из глубинки России. Имя она попросила не называть просто потому что реальность слишком сурова, а от некоторых условий работы этой девушки даже у меня волосы становились дыбом. Тема первого выпуска взята не с проста. Понятно: в центральных мегаполисах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и так далее донорство уже более менее развито.Там и с мерами социальной поддержки получше: донор сам может выбирать, как сдавать кровь: с компенсацией на питание или даже за деньги. Как обстоят дела в регионах…Наверное, хуже. Вот я и решил узнать от первого лица что да как. Поговорим мы с нашим героем о том, как развито донорство в нашей стране, хватает-ли в целом крови и чем ее можно заменить. Поговорим и про то, через что проходит кровь перед тем, как ее перельют реципиенту. В общем устраивайтесь поудобнее. Сразу прошу прощения за звук: записывали мы на диктофон, который местный любопытный пес то и дело пытался стащить. Погнали.

— Сколько ты работаешь в сосудистой хирургии?

— Ну, это не сосудистая хирургия. Это хирургическое отделение. Именно тут работаю 4 года. А вообще работала в травматологии, в нейрохирургии.

—  Везде кровь нужна?

— Везде, потому что непредсказуемые бывают операции. Оперируют в любом отделении: хоть в травме (травматологическое отделение — прим. ред.), хоть в нейрохирургии. В травме бывают такие случаи: и ампутации и другие тяжелые случаи. В нейрохирургии — это трепанации с кровотечением.

— Кем работаешь?

Медицинской сестрой.

-2

— Собственно, вы-то кровь и переливаете, да?

Да.

— Как кровь попадает к вам в руки и как она хранится?

У нас в отделении есть специальный кабинет. Там холодильники: кровь (эритромасса) хранится в холодильниках, а замороженная плазма хранится в глубокой заморозке. На специальном аппарате её подогревают до 30 градусов и она становится жиденькая, годная к употреблению.

— И все? После этого ее вводят в вену, как капельницу?

Да, есть специальная система для крови. Они дополнительно оборудованы специальным фильтром.

— Чего фильтруют? Сгустки?

Ну, да. Может хлопья, коих в принципе не бывает. Самое важное отличие систем для переливания крови от обычных капельниц — толщина. Обычная система (капельница — прим. ред) — она тоненькая, а система для переливания крови — толще, так как кровь густая, вязкая.

Был один человек. У него было кровотечение из вен пищевода — серьезная ситуация. Нужно сразу и быстро и много крови, поскольку идет большая кровопотеря: у него рвота с кровью и т.д. Спасают, проводя специальные хирургические манипуляции: закупоривают поврежденные сосуды и дополнительно восполняют кровопотерю. За один раз могут перелить до пары литров плазмы и литр — полтора крови (эритромассы). Тогда ни в реанимации, ни в на городской станции переливания крови не оказалось нужной группы, а еще, как нарочно сломалась машина, на которой возят эту кровь. Вызывали с работы водителя и он на своей личной машине повез медсестру за кровью. Ну, часов 6 они ездили туда — обратно. И это хорошо, что человек дождался. Могла произойти экстренная ситуация, что он мог ее и не дождаться.

-3

— А как часто такие ситуации происходят? Вообще, крови хватает?

У нас город небольшой. Особо доноров-то нет. Станция переливания пополняется нашими горожанами.

Никакой социальной рекламы не делают, чтобы затронуть человека… Чтобы он пошел. Некоторые люди не понимают: «Да у меня не такая группа (крови — прим. ред). Зачем я пойду своему родственнику сдавать?». Дак ты сдай другую. Она же пригодится другому человеку, а кто-то твоему брату или сестре сдаст нужную группу.

Кто ходит? Студенты, эти несчастные 1900 рублей заработать.

— 1900? Это бесплатная считается?… с мерами социальной поддержки

Ну а какие меры соц. Поддержки? День выходной дают. И все.

— Но есть же платная донация, а есть бесплатная.

Ну это считается платная. 1900 + 1 выходной день.

У нас мало этому внимания (уделяется — прим. ред). Не привлекают людей: нету ни рекламы, ни акций… ничего

— А вообще у нас развито донорство в стране?

Я думаю — нет.

— А как часто вы сталкиваетесь с тем, что кровь нужна?

Бывают такие периоды, что в течении одной смены, вот у меня было, 4 человека и всем нужна кровь. Тут не угадаешь: кровотечения, травмы, аварии. Бывает больше: в нескольких отделениях больницы сразу требуется (кровь одной группы — прим. ред), то есть необходимость есть, а количество ограничено.

— Сейчас говорят о том, что кровь могут замещать каким-либо веществом. Есть будущее за такими разработками?

Ну от нас это очень — очень далеко. Может будущее и есть, но не у нас. Все-таки реальную кровь ничего не заменит. Я так считаю.

— Человек захотел сдать кровь. Что ему нужно сделать?

У нас это элементарно делается. Нужен только паспорт и «свежую» флюорографию. Анализов никаких не нужно — их делают на месте. Если есть подозрение, что кровь непригодна, то ее просто не используют при переливании.

— Утилизируют?

Да.

— Кровь забрали у донора и что дальше?

Забрали. Там же есть разные есть (компоненты крови — прим. ред): эритромассу забирают, забирают тромбоцитарную массу так далее. Сначала берут на анализы. Потом она проходит карантин. О точных сроках сказать не могу, так как с этой системой не сильно связана. Но у них есть срок годности. Плазма, например, хранится несколько лет. У нас сейчас могут переливать плазму 2014 года, потому что она хранится в замороженном виде. А кровь должна быть свеженькая.

— Как определить подходит-ли кровь к реципиенту (человеку, которому переливают кровь — прим. Ред) или нет?

На месте. В отделении. Определяют группу крови человека, группу крови из пакета, даже если она на нем указана, все равно надо перепроверять. Потом делается совместимость в чашке Петри: кровь из пакетика и сыворотка человека, которому будут капать. Если она не вступает реакцию, не сворачивается — то это первый тест, что она подходит. Потом проверяют при переливании, реакцию смотрят. Сначала включают несколько минут быстро (имеется ввиду скорость введения — прим. Ред) и смотрят за состоянием человека: температура, самочувствие, головные боли, (боли — прим. Ред) в пояснице, (берется на анализ — прим. Ред) моча. Если осложнений нет, тогда все идеально. Бывает, что на собственную одногруппную кровь бывает реакция. Тогда приходиться определять кровь по фенотипу и делать определенные, более углубленные исследования.

У нас стараются делать все возможное и невозможное, в связи с тем, что снабжение «печальное», хотя уже 21-ый век на дворе. Медикаментов мало. Были такие ситуации, что не хватало самих систем для капельниц. И того же элементарного физраствора.

— Как вы с этим справлялись?

Самое загадочное, что выйдя во двор, на территорию больницы, в ту же самую аптеку — в ней находится всё: и те же самые системы, и тот же самый физраствор и те же самые лекарства, которых нет в самом отделении. Здесь все вопросы к начальству, снабжению и закупкам.

— Вы ходили в аптеки и за свои деньги покупали (все необходимое — прим. Ред)?

Я тебе клянусь: иду на работу и перед тем как зайти в отделение, я заходила в аптеку и покупала обезболивающее, лейкопластырь, бинты. Потому что мне стыдно подойти к человеку… нечего колоть на ночь (имеется в виду укол обезболивающего — прим. Ред). Тот же самый анальгин. Доходило до такого… Первым делом заходит человек в отделение — ему пишут записочку: «Купить в аптеке: катетер периферический, лейкопластырь». Ну это как-бы в принципе должно быть. Оно стоит копейки. Если есть родственники — то хорошо… Мы просим купить 2 катетера: один ставим ему, а один оставляем на того, который поступит… бабушка какая — нибудь одинокая или какой — нибудь беспризорный человек без родных и близких.

— Кого поступает больше: молодых людей:именно в таких критических состояниях… которым кровь нужна, или более таких (пожилых — прим. Ред)?

Молодых — больше, я так скажу. Некоторые ведут нездоровый образ жизни, что приводит к таким заболеваниям: язвы, кровотечения и всякое прочее. Бабушки и люди более пожилого возраста — там другие проблемы: там сосудистые больше. Хронические, холецеститы, камни в желчном пузыре, и язвы и все, что угодно. Хотя сейчас все «хирургические» болезни очень молодые: буквально в 19 лет человек может страдать и варикозным расширением вен, и язвы, и камни и все что угодно. Не понимаю с чем это связано: либо с образом жизни, либо в целом со здоровьем.

— Спасать надо всех?

Безусловно всех. Как тут может быть выбор: кого спасать, кого не спасать… всех.

— Сколько длится смена у вас?

Сутки.

— Сколько за это время человек приходит… которым кровь нужна?

Может вообще никого не прийти, а может и человек 5 поступить таких. Тут не угадаешь. Раз на раз не приходится. Бывает за сутки вообще ни одного поступления, а бывает человек 16 — 18. Это считается много.

— Может ли донор считать себя человеком, который спасает жизни?

По большому счету спасает. Но на мой взгляд, это процедура будничная. Ну сдал и сдал. Ну вот я сдавала несколько раз. Не считаю, что я героический подвиг совершила. Я сдала кровь — кому-то дай бог, чтобы она помогла.

Как-то так. Надеюсь, что вам понравился такой формат: пишите в комментариях что бы вы хотели услышать в наших подкастах: может быть ваша история должна быть услышана. Подписывайтесь на нас в социальных сетях. Услышимся через неделю.

Всех неравнодушных ждем на DonorSearch