Найти тему
Кастанеда: практика

Что не так в випассане по Гоенке

Оглавление

Я дважды проходил 10-ти дневные курсы. О их плюсах писал ранее. Это статья о минусах.

Практика

С практической точки зрения на ретрите все достаточно бедно:

  • Только сидячая медитация - пара дней анапаны, а далее подготовка и сама випассана. По 10-11 часов в день методом "упираемся рогом". Ошо, например, считал очень опасным заниматься випассаной более 2-х часов в день.
  • Не адаптированные для современных условий и культуры лекции идущие в записи (в том же ютубе вы можете их послушать, чтобы иметь представление). Если в первый раз они воспринимаются еще более-менее (но все равно изобилуют кучей повторов, критикой индуистских субкультур, "научными" якобы-доказательствами в стиле New Age), то во второй раз слушать это же было совсем грустно. С практической точки зрения дается минимум информации, можно было бы побольше, если бы система развивалась, а не застыла в изначально начитанном Гоенкой состоянии.

В целом практика однообразна и вызывает неизбежный физический дискомфорт. Другие же техники, любые - йога, динамическая медитация, медитативный бег - запрещены (якобы очень опасно смешивать с випассаной что-то еще). Хотя они бы могли существенно облегчить сидение, убрать боль и повысить концентрацию.

В итоге время 10-ти дневного ретрита используется не эффективно.

Есть и сектанские деструктивные методы, попытки поживиться энергией адептов:

  • Большое количество ритуалов согласия (хотя в лекциях много раз говорится что здесь нет ритуалов и религиозных действий: начиная от тройных подписей при заполнении документов, просьб Учителю научить практике, и заканчивая ритуальным "саду-саду-саду" в конце песнопений (выражающих согласие с длинной песней на непонятном языке).
  • Прямое согласие с передачей созданных тобою заслуг в ходе ретрита Гоенке (хоть он давно умер, видимо созданная им система работает все равно).
  • Ритуальные песнопения в личном исполнении Гоенки обязательные к прослушиванию.
  • Провокация физических страданий и мучений (боли в спине, ногах) и сознательное игнорирование исправляющих это практик.

Философия. Випассана как New Age

Базисом для учения (судя по лекциям Гоенки) является буддизм. Но его чрезмерно упрощенная версия. Все, что говорил Будда сводится к випассане, а она сама - к единственно правильному методу Гоенки. Это может быть вредно для тех, кто совсем незнаком с буддизмом. Так формируется ложное знание. Почитать книги у многих современных адептов времени в жизни уже не будет.

Позиционируется, что этот "истинный буддизм" был сохранен в Бирме в неизменном виде в течении двух с половиной тысяч лет и в прошлом веке был открыт миру Гоенкой. Характерное для New Age-сект утверждение, когда хочется немного завысить возраст своего нового учения и представить его как "древнейшее".

В целом бирманская випассана имеет смысл, как практика. Но считать ее единственно необходимой и достаточной нет никаких оснований.

Ответом на все вопросы "как жить" и как действовать в определенных ситуациях в обычной жизни является лишь практика випассаны и ахимсы.

Объяснение всех психических феноменов ощущениями в теле и связь их с движениями элементарных частиц - вульгарное упрощение.

Боюсь, что в современных условиях полученных знаний на випасанне не достаточно для того, чтобы добиться свободы.

Студенты

Всего в курсах, на которых я был, участвовало около 200 человек. По сто каждого пола и из них 50% новые и 50% старые студенты.

Я пообщался с большим количеством людей приехавших на курсы и первый и N-ый раз (в том числе теми, кто был на 10+ курсах, как служащим так и студентом). До просветления всем, по их собственным словам, еще очень далеко. Многие и не стремятся к нему.

Основные "виды" студентов:

  • "Туристы", для которых випассана - челлендж 10-ти дневного молчания. Как правило само молчание в комнатах не соблюдают, а о медитации так ничего и не узнают за курс (т.к. лекционный материал очень поверхностный). В основном встречаются среди девочек.
    Випассана для них вредна, так как лишь увеличивает чувство собственной значимости.
  • Шизотерики разных направлений. На платные ретриты у них нет денег, а из бесплатных курсы Гоенки самые доступные и распространенные.
  • "Подсевшие". Из "старых студентов". Как правило домашняя практика у них не идет и ничего больше не практикуют (благо Гоенка запрещает), но раз-два в год могут отсидеть десяточку, чтобы чувствовать, что жизнь проходит не зря.
  • Настоящие практики стремящиеся к свободе. Таких не встречал, но им нет необходимости в болтовне на десятый день. Они точно знают зачем сюда приехали и не обязательно практикуют випассану. Я выбираю верить, что такие есть.

Только для последних випассана может быть полезна. Если вы такой - рекомендую.