Знакомство с фреймом можно начать с истории о шести мудрецах, которые исследовали нечто, находящееся в комнате. Все они выходили и рассказывали что-то свое. Кто-то говорил, что в комнате змея, а кто-то утверждал что столб. Главное в том, что каждый исходил из своего опыта взаимодействия со слоном. По сути у каждого из них был свой фрейм в виде части слона, с которой было взаимодействие.
Фрейм — это границы восприятия и понимания. Какой бы у нас не было мощный вычислительный аппарат, но если у нас на входе «мусор», ложная информация, то и на выходе мы получим «мусор». Конечно, кто-то может возразить, что мы можем распознать ложь, увидеть «нестыковки», разглядеть противоречия, подключить 6-е и 7-е чувство, интуицию и воображение. Фрейм задает границы и направление нашего мышления, но задача Гипермышления и матричного метода — выйти за эти границы.
Упражнения, которые были в практикуме раскрыли несколько возможностей исследования фрейма. Если вы не делали эти упражнения, то вернитесь и выполните. Наполните понятие «фрейм» ощущениями и своими идеями, которые к вам обязательно придут. Здесь же я приведу дополнительные упражнения.
Упражнение 1. Описать ситуацию в границах этой рамки.
(в принципе это упражнение делает каждый, когда ограничивает изложение идей или решение задачи одним листом)
Упражнение 2. Изобразить идею в виде рисунка/схемы.
(ситуация аналогичная, только великие художники в исключительных случаях дорисовывали свои картины подставляя дополнительно раму с картиной, а вот модульная картина, составленная из нескольких картин есть одни большой фрейм)
Что же может быть во фрейме, а точнее, что может быть самим фреймом и задавать границы нашему мышлению:
Во-первый — это рамка, окно, файл, слайд или презентация, страница этой книги или даже вся книга.
Во-вторых — формулировка задачи, набор исходных данных, техническое задание или упражнение, все это проявление разных фреймов. Они как правило включают в себя «всё» необходимое для решения или выполнения.
В третьих, нельзя забывать про время, которое может и всегда задает ограничения в проекте, история, полученный опыт, да и сама жизнь подходят под представление о фрейме и границах нашего мышления.
В конце концов, границы восприятия всего человечества позволили нам заглянуть вооруженным взглядом на миллиарды световых лет во все стороны и прийти к выводу, что мы чего-то не видим (например темную материю).
Следуй за продолжением ...