Найти тему
Соманавтика

Мир отражается или создается? эмбодимент-мышление

Традиционная наука разделяет сознание и тело. Это разделение восходит еще к Декарту, который критерием существования определил способность мыслить (а не способность иметь тело и двигаться). "Мыслю - следовательно существую".Философия Декарта предполагает отождествление личности, ума и сознания.

Декарт полагал, что наше сознание "отражает" независимый от сознания внешний мир, и наше познание мира заключается в том, чтобы максимально четко и без помех внешний мир отражать/репрезентовать с помощью органов чувств и моделировать в уме. Современная наука следует декартовской парадигме. В частности исследователи мозга стремятся сделать все более и более сложные репрезентационные модели, которые могли бы быть соразмерны сознанию.

Но есть и другие философские теории познания. В частности философия энактивизма предполагает, что наше сознание формируется в момент действия, сознание не локализовано в мозге, активные действия тела формируют внешний мир. Философия энактивизма говорит о том, что невозможно абстрактное понимание действительности. Мы можем познавать мир "от первого лица", при этом создавая одновременно и мир, и создавая себя.

Первый стиль познания/мышления - это дезимбодимент-мышление. В декартовском мире тело является лишь несовершенным носителем для мозга, досадным "чемоданом без ручки", который постоянно мешает радости чистого познания. В этом случае решение проблем фокусируется на когнитивной составляющий - осознать, понять, узнать или принять правильное решение. Но сколько классных решений не было воплощено в жизнь! Обучение также в этом случае когнитивное - чем больше человек знает, тем он умнее, и тем вероятнее сможет разобраться в ситуации. Смысл обучения в том, чтобы человек имел достаточно теоретических моделей для репрезентации окружающего мира.

Второй стиль познания/мышления - это эмбодимент-мышление. В этом случае я не создаю абстрактные модели, а воспринимаю себя и свое тело как инструмент познания. Как зонд, одновременно проявленный в этом мире и создающий этот мир. Точность этого зонда позволяет получать достоверную информацию об этом мире, а энергия этого зонда позволяет формировать желаемый мир. Второй стиль предполагает, что истинно только то, что я могу воплотить. Обучение в этом случае направлено на усиление реализационной способности человека, и подразумевает активные действия (тела) по добыванию знаний и формированию мира.

Более подробно про энактивизм - в содержательной монографии и статьях Е.Н.Князевой