Найти в Дзене

Григорьева Т. П. «Женское начало в русском православии»

(р. 1929 г.) — советский и российский востоковед-японист, специалист по традиционным учениям Востока. Окончила Московский институт востоковедения, аспирантуру Института восточных языков при МГУ (1952 г.). С 1958 года — сотрудник Института востоковедения АН СССР (РАН). Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института Востоковедения АН России, член Союза писателей России, член редколлегии журнала "Иностранная литература", главный редактор "Восточного альманаха". Григорьева Т. П. «Женское начало в русском православии» [1] Видимо, можно говорить о Православии как женском аспекте христианства (в отличие от католицизма — мужского аспекта). На Русь Православие пришло вместе с образом Софии, и первые храмы ХI в. — в Киеве, Новгороде, Полоцке — носили ее имя. По признанию философа-мученика П. А. Флоренского: "мы — народ софийный… "Россия" и "русские" без Софии — contradicto". Действительно, русская душа испокон веку уповала на животв

(р. 1929 г.) — советский и российский востоковед-японист, специалист по традиционным учениям Востока. Окончила Московский институт востоковедения, аспирантуру Института восточных языков при МГУ (1952 г.). С 1958 года — сотрудник Института востоковедения АН СССР (РАН). Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института Востоковедения АН России, член Союза писателей России, член редколлегии журнала "Иностранная литература", главный редактор "Восточного альманаха".

Григорьева Т. П. «Женское начало в русском православии» [1]

Видимо, можно говорить о Православии как женском аспекте христианства (в отличие от католицизма — мужского аспекта). На Русь Православие пришло вместе с образом Софии, и первые храмы ХI в. — в Киеве, Новгороде, Полоцке — носили ее имя. По признанию философа-мученика П. А. Флоренского: "мы — народ софийный… "Россия" и "русские" без Софии — contradicto". Действительно, русская душа испокон веку уповала на животворящую силу, материнскую заботу, на "вечную женственность", таинство знания вселенской "художницы", выстраивающей мир по Божьему замыслу. Потому и назвали — Софией, Божией Премудростью. Такие качества все соединяющей Софии, Мировой Души, как извечная красота, сердечное знание, интуиция Целого, творящая мир из первообразов радостно, весело, словно играючи, — близки натуре русского, истинно православного человека.

К Софии обращались русские философы на рубеже веков ХIХ–ХХ. "Предвечная София — Премудрость заключает в себе вечные идеи первообразы всего сотворенного, всего того становящегося мира, который развертывается во времени. Стало быть — в предвечном творческом акте, — Бог до начала времени видит небытие наполненным беспредельным многообразием положительных возможностей" [1]. И это, кстати, близко восточному пониманию Небытия, как непроявленной полноты сущего, к чему пришла и современная наука, переосмыслившая понятие физического вакуума…

Русская мысль тянулась к Софии, как возможности соборности, свободного общения всего между собой, нераздельного и неслиянного единства, что привело философию к софиологии, которой отдали дань крупнейшие философы от Вл. Соловьева до П. Флоренского. Последний считал главным свойством Премудрости Божией — целомудрие.

От поклонения женскому идеалу возник культ Богородицы, Девы Марии, заступницы и покровительницы России. Ей возводили великие храмы, поклонялись чудотворным иконам с изображением Богоматери. И эти иконы, действительно, не раз отводили от России беду, нашествие чужеземцев. Немало свидетельств того, как Богородица являла свой светоносный лик святым подвижникам, духовидцам России, благославляя их на подвиг служения Божиему промыслу: "перерождения смертного и страдающего человека в бессмертного и блаженного сверхчеловека" [2]. Духовными водителями России не были женщины, но душа их была женственной: любовью и смирением они побеждали зло мира. Православные же женщины, монахини, игуменьи, следуя заветам Христа, оставались незамеченными, но без них немыслима жизнь православная на Руси.

И все же, говоря о женском начале в русском православии, я коснулась Божественного плана, предопределившего духовную жизнь России: и выпавшие на ее долю страдания, и предопределенный сверху выход к Свету, что станет возможным, когда пройдя через покаяние душа очистится от греховной пыли. Тогда и откроется сердце любви, а сердце, открытое любви, становится единым сердцем человечества. Тогда и произойдет обожение мира, встреча человека с Богом и Бога с человеком — богочеловеческое свершение, согласно замыслу Бога.

[1] Е. Н. Трубецкой. Избранное. "Смысл жизни", гл. София. М., 1997, с. 139. [2] Вл.Соловьев. Соч. в 2-хт., т. 2, М., 1988, с. 634.

[1] Женское начало в русском православии. Тезисы доклада на Международном Симпозиуме "Женщина и религия" (прошел в 1998 году в японском городе Тенри). Цит. по материалам сайта: http://woman.upelsinka.com/history/christ_5.htm