На днях подруга из России спрашивает меня: «А вы какую Пасху отмечаете – католическую или православную?». «Приехали» - думаю. Сама же задаю встречный вопрос: «Ну, а как ты считаешь, какая Пасха важнее для русского человека?». «Наша» - отвечает. «Ну, вот её и отмечаем!».
Я, конечно, давно уже привыкла к тому, что мои российские знакомые мало что знают о жизни Латвии, но чтобы до такой степени не знать прописные истины своей родной культуры... Впрочем, чего ещё ждать от страны, в которой семьдесят лет православие уничтожалось на корню, да ещё так зверски, что о прошлом даже вспоминать муторно?
«Видишь ли, в чём дело, - пишу подруге. – Если человек был православным в России, то он и в любой другой стране мира именно православным и останется. Что же касается Латвии, то исторически так сложилось, что здесь ещё со времён Российской Империи были и русские люди, и храмы православные, которые (о, чудо!) были открыты (не все, но хотя бы часть) даже во времена страшнейших гонений на верующих, что позволило к текущему моменту истории получить тот непреходящий источник православного опыта, который в самой России, к сожалению, был искусственно перекрыт и сохранился, быть может, только где-то в глубинке, в монастырях...».
Латвийская Православная Церковь не существует сама по себе. Она входит в состав Русской Православной Церкви, что по логике вещей должно отметать любые вопросы о том, кто такие латвийские православные. Да те же самые, что и русские! С той лишь разницей, что по ряду позиций они будут более просвещёнными и понимающими, тонко чувствующими и духовно развитыми и ещё... более строгими.
Помню, в какой-то Великий пост разговариваю я со своей знакомой матушкой из Нижегородской области о том, что у нас сегодня на обед будет. У меня – тушёный картофель с овощами, у неё – кальмары. Спрашиваю, не напутала ли она чего? Великий пост, всё-таки. «Нет, - отвечает. – У нас разрешены морепродукты». Я, конечно, понимаю, что в чужой монастырь со своим уставом не велено, но... до сих пор меня мучает вопрос, как можно соблюдать Великий пост, поедая живых существ... с глазами?! Ну, давайте ещё бобров есть начнём, как католики в XVII веке, мотивируя это тем, что всё, что живёт в воде, - рыба.
Случай это, безусловно, частный, и можно было бы закрыть глаза на то, кто и что ест во время поста, вспомнив, что главное – «людей не кушать» (фигурально выражаясь), но проблема в том, что духовный уровень развития современного российского православия таков, что не вытягивает он обращающихся к нему людей.
В Латвии приходишь на исповедь – попадаешь на исповедь, нуждаешься в совете – тебе напомнят прописную истину о том, что если не получается решить проблему с помощью земных средств, «молись и жди, когда Господь либо всё решит, либо пошлёт тебе утешение, чтобы терпеть легче было». Что делают в России? В лучшем случае играют в психологов.
Латвия – страна маленькая. Территориально. Многие вопросы в ней решить проще. За счёт того, что местные православные храмы под завязку наполняются... захожанами только по двунадесятым праздникам, у человека всегда есть возможность полноценно исповедоваться и решить со священником все свои духовные вопросы.
В России (особенно в крупных городах) каждое воскресенье видишь одну и ту же картину: яблоку упасть негде, а люди выглядят какими-то потерянными, не до конца понимающими, что они тут делают. Со временем, конечно, всё изменится. Я в это верю. Но пока так.
Всегда рада новым друзьям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!