В целом сравнение дореволюционных расписаний периода 1910-х годов с нынешними говорит либо о незначительной разнице во времени хода поездов, особенно курьерских и скорых, либо даже о более высоких скоростях поездов при царе (!). Например, пассажирские паровозы Бологое-Полоцкой линии Николаевской дороги типа 2–2–0 серии Д («двухпарки») — совершеннейший уникум, поражающий воображение и сегодня! И. Бунин немного обидно величал такие паровозы «бочкообразными» (рассказ «Новая дорога»).
Эти металлические «насекомые» с еще стефенсоновским парораспределением, о двух маленьких (бегунки) и двух огромных ведущих колесах, построенные в 1874 году и проработавшие до середины 1920-х годов, не просто могли тащить девять вагонов тогдашнего скорого поезда № 25 Петербург — Седлец от Осташкова до самых Великих Лук (198 километров) со стоянкой на всех станциях, но еще и обгоняли… сегодняшнее расписание!
В самом деле: в 1914 году поезд №25 отправлялся из Бологое в 6.40, прибывал в Великие Луки в 14.47. (нетрудно посчитать, всего в пути следования поезд №25 находился 8 часов и 7 минут). Смотрите сами:
В расписаниях дореволюционного периода нет числительных, указывающих время больше двенадцати часов. Поэтому в расписании 1914 года мы видим время прибытия поезда №25 в Великие Луки в 2.47
Сегодня, в начале XXI тысячелетия, пригородный поезд № 6691/6693 отправляется из Бологое в 9.40 и прибывает в Великие Луки в… 19.30! Это получается 9 часов 50 минут времени в пути следования от Бологое до Великих Лук. Иными словами во времена эпохи царя Николая II можно было добраться пассажиру, следовавшему из Бологое до Великих Лук, на 1 час 43 минуты быстрее чем сегодня!
Ну и если я скажу, что в составе нынешнего «Горбатого» (прим. автора пассажирский поезд Бологое — Великие Луки получил прозвище «Горбатый» после Великой Отечественной войны: он был составлен из самых разных вагонов, включая трофейные, и крыши их, не сочетаясь ни по горизонтали, ни по вертикали, напоминали горбы, кроме того, закругленные крыши немецких вагонов круче, чем отечественных.) бывает не девять, и даже не четыре-пять вагонов, а всего два в наши дни, то ситуация примет вообще комический оттенок.
В целом дальние поезда при царе шли, конечно, медленнее, но не потому, что паровозам не хватало скорости — в 1910-х годах 100 км/ч было уже обыденностью, а потому, что все поезда делали в пути гораздо больше остановок, чем их делают скорые и пассажирские поезда в XXI веке. Каждые 60–100 км паровозы брали воду из колонок, чистились топки, а это требовало по меньшей мере десятиминутной стоянки. На это в расписаниях закладывалось время, причем на графике движения у диспетчера так и было написано: «набор воды локомотивом» или «чистка топки». (Такие надписи сохранялись в служебных книжках расписаний вплоть до конца 1970-х годов, пока Министерство обороны требовало держать паровозы в запасах как перевозочную единицу, а для них сохранять на станциях гидроколонки и места для чистки топок на случай войны.)
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
При подготовке статьи использовались материалы из книги А.Б. Вульфова “Повседневная жизнь российских железных дорог”.