Найти тему
Станислав Логунов

Три печали «бережливого» бизнес-тренера

Станислав Логунов
Станислав Логунов

В начале каждого моего семинара по бережливому мышлению я спрашиваю, какие опасения существуют у участников. И независимо от того, какая это организация, ответы во многом похожи: конкретно в нашей компании не сработает; коллектив не примет нововведения; Россия не Япония – ну и так далее.

И, конечно, в конце приятно услышать, что опасения оказались неоправданными.

Но есть три проблемы, которые не называются, но увы, часто встречаются:

1. В компаниях всегда больше людей, ориентированных на результат, чем на процесс. А даже когда это не так, реальному выстраиванию правильных процессов все равно уделяется недостаточно времени. И это печально.

2. К сожалению, желающих начать изменения с себя и со своего подразделения мало. Все хотят получить «пендель извне» – указание от руководителя – или посмотреть, как это будет получаться у соседа. И это вторая печаль.

3. Третья печаль – самая для меня печальная. Понятое и попробованное на семинаре его участники не всегда готовы переносить на практику. К примеру, связать блестящее решение учебной задачи с тем, что встречается каждый день в работе, даже если параллели очевидны.

В связи с этим приведу мой персональный ТОП-5 наиболее эффективных тактик внедрения бережливого мышления:

1. Руководителям всех уровней НАДО НАЧИНАТЬ С СЕБЯ. Нельзя требовать от сотрудников приходить точно вовремя, если сам опаздываешь. Нельзя относиться к другим по-другому, нежели чем к себе. Это касается всех, кто так или иначе работает на вас – подчиненных, поставщиков, субподрядчиков. К сожалению, у нас веками складывалась вертикальная система управления, хорошо описанная в «правиле курятника»: «клюй ближнего, гадь на нижнего». От этого давно пора избавляться.

2. ИДТИ И СМОТРЕТЬ СВОИМИ ГЛАЗАМИ. Реально выходить на свое производство – место, где создаётся ценность, за которую потом платит клиент. Бывает, работники офиса вообще никогда не появляются там, где, собственно, производится продукт, за который клиент платит деньги. Тогда не стоит удивляться, если за этот продукт рано или поздно откажутся платить.

3. НЕ УСЛОЖНЯТЬ. Последнее время появилось очень много новых терминов, новых словосочетаний. Но не всегда они обозначают новые сущности. Можно очень многого добиться, используя и простые инструменты, и простые слова. Не надо пытаться простые вещи объяснять, а уж тем более делать сложными. Бритва Оккама вам в помощь.

4. СТАНДАРТИЗИРОВАТЬ. Речь идет не о советских СНиПах и ГОСТах, которые не менялись годами. Стандарт – это то, что можно и нужно менять. Это описание наилучшего способа выполнения той или иной операции, который существует сейчас, на сегодняшний день. И если можно его изменить, улучшить, даже незначительно, то это прекрасный повод стандарт поменять.

5. НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ. Даже когда есть ощущение, что ты достиг всего, чего хотел. Наоборот, возвращаться в начало пути и смотреть, что ты еще можешь улучшить. Улучшение – бесконечный процесс!