Сам факт возможного применения химического оружия, боевых газов во Второй Мировой войне расценивается всегда как нечто ужасное. Из того, что написано на эту тему можно вспомнить лишь, что Гитлер вроде как хотел это сделать, но испугался ответных мер союзников. Причиной было то, что Черчилль пригрозил залить Берлин ипритом, если Вермахт применит отравляющие вещества против Красной Армии.
Все факты применения химических веществ приводятся лишь по Германии, Италии и Японии, что собственно и имело место в действительности. А вот про то, была ли готовность у других стран к применению отравляющих веществ пишут крайне редко.
Как легко можно убедиться, всего лишь изучая состав вооруженных сил армий всех держав в 30-е годы, к ведению химической войны готовились все.
Что случилось, если все бы страны решили нарушить конвенцию по запрещению химического оружия? Или даже не все, а хоть кто-то стал применять массово боевые газы, что неминуемо вызвало бы аналогичный ответ.
Представить это не так сложно, причем картины всемирного Апокалипсиса не было точно.
Но давайте по порядку.
Сначала давайте посмотрим, каким возможностями располагали страны для ведения химической войны. Это интересно.
Разработка специальных образцов вооружения не особо требовалась, так как достаточно было применять стандартные артиллерийские и авиационные боеприпасы (снаряды и бомбы) начиненные боевыми отравляющими веществами. К этому добавлялись ещё специальные авиационные выливные приборы, которые можно было подвесить на штурмовики и истребители.
Однако многие страны не остановились на этом. В 30-е годы разрабатывались специальные химические миномёты: 105-мм в Германии и 107-мм в СССР, Великобритании и США. Немецкие и советские миномёты не получили широкого распространения, в первую очередь из отсутствия универсальности. Для стрельбы химическими боеприпасами их применять было можно, а вот использовать как обычные полковые — нет. Фугасное действие оказалось даже слабее, чем у более легких батальонных миномётов. Американские и английские миномёты применялись более широко, в американской армии были сформированы отдельные батальоны химических минометов, в английской — роты таких минометов входили в состав пулемётных батальонов. Применялись они разумеется, только с обычными боеприпасами.
И в Красной Армии, и в Вермахте имелось довольно много (по несколько сотен) боевых машин для распыления отравляющих веществ. В немецкой армии это были mittleren Sprühkraftwagen (Sd. Kfz. 11/3) и leichter Sprühkraftwagen (Sd.Kfz.10/3) на базе полугусеничных тягачей, в советской — БХМ-1 на шасси грузового автомобиля. Кроме этих машин небольшой серией выпускались для Красной Армии химические бронеавтобили, так же большая часть огнеметных танков могли использоваться для распыления химических веществ.
Создавались даже химические ударные самолеты. Как правило, это были машины двойного назначения: в мирное время опыляли поля, в военное — могли распылять боевые ОВ. Так, в середине 20-х годов в Германии был фирмой Arado разработан (но не пошел в серию) самолет "Streuflugzeug" A.J.I. В Советском Союзе в конце 30-х был создан аналогичный СХ-1 (ЛиГ-10).
Но, конечно, самым известным оружием возможной химической войны были «Катюши». Реактивные системы залпового огня были по мнению специалистов самым эффективным средством для химической атаки. И в СССР, и в Германии реактивная артиллерия именно для этих целей создавалась. В Вермахте, где (чего многие до сих пор не знают) реактивная артиллерия появилась раньше, чем в Красной Армии, части реактивных минометов относились именно к химическим войскам. К началу войны с СССР в Вермахте было имелось четыре полка (Nebelwerfer-Regiment), семь отдельных дивизионов (Nebelwerfer-Abteilung) и отдельная батарея, а также и семь дегазационных дивизионов (Entgiftungs-Abteilung), которые, несмотря на своё, казалось бы, оборонительное назначение, имели на вооружение по 18 реактивных рамных установок 28/32-cm schweres Wurfgerat 40. И количество частей и соединений реактивной артиллерии в Вермахте росло всю войну, к концу 44-го года дошло до 16 бригад.
В Красной Армии в 30-е годы химические войска росли с огромной скоростью. Кроме того, что химические роты или взводы появлялись практически во всех частях и соединениях, были созданы и специальные химические части, а затем и соединения. В 30-е годы в составе РККА было две моторизованных химических дивизии, по 110 химических (огнеметных) танков, 110 химических бронеавтомобилей, 190 минометов и 80 станков для реактивных мин, да ещё и 90 цистерн для постановки химических заграждений. Правда, укомплектовать их полностью не смогли: и бронеавтомбилей в нужном количестве не было, и реактивных установок ещё на вооружение не приняли. Сами же дивизии сочли слишком громоздкими и вскоре расформировали. Не были сформированы и специальные тяжелые авиационно-химические бригады. Но масштабы были огромными и это видно даже несмотря на плотную завесу секретности вокруг всего, что связано с химическими войсками.
Хотя к началу Второй Мировой войны советские химвойска были существенно разукрупнены, но их численность при этом увеличена. Росли минометные войска, перевооружавшиеся с химических миномётов на обычные (что только увеличило их возможности), огнемётные танки выделилась в отдельные подразделения танковых войск. По планам развертывания 1941 года в РККА было 22 батальона противохимической защиты, которые несмотря на смену названия оставались ударными, имея на вооружении средства химического нападения, включая почти шесть сотен авторазливочных станций АРС-1 (то есть БХМ-1). Ну и на подходе были «Катюши».
Рассказывать про состояние предвоенных химических войск во всех странах можно очень долго, хватит на десяток статей, но давайте обобщим и просто поймём, что имелись огромные запасы химического оружия, которое можно было пустить в ход.
Почему не пустили? Конечно, какая-то доля и страха была, что ответ будет слишком сильным. В то, что хоть кто-то собирался соблюдать хоть какие-то конвенции верится с трудом.
Ответ на этот вопрос собственно нас и приводит к заголовку статьи. Чтобы кардинально изменилось в ходе Второй Мировой войны, если бы страны пустили в ход свои запасы химического оружия?
Как это ни удивительно звучит, не изменилось ничего. В стратегическом плане уж точно.
При всей страшности и грозности боевых отравляющих веществ, эффективность их была крайне низкой. Все ужасы химических атак относятся ко времени, когда армии не имели средств защиты, то есть обычных противогазов. Уже к концу Первой Мировой войны был сделан вывод, что эффективность химических атак не превышает эффекта использования обычного оружия. Тем более, что химическое оружие было очень чувствительно к таким факторам, как погода (ветер, снег, дождь) и было крайне опасно в использовании для своих.
И чем дальше, тем больше становилось понятно, что подготовленная армия, имевшая средства защиты (а они имелись) понесет лишь весьма слабый урон при использовании ОВ. Залп реактивной артиллерии наносил противнику гораздо больший урон при использовании зажигательных или химических зарядов и никак не зависел от погоды. Эффективно применять отравляющие вещества можно было бы по гражданским объектам в тылу, но Германия и СССР для этого не имели соответствующей авиации. Авиация была у англичан, и они всерьез рассматривали массированные химические атаки по Германии в тот период, когда опасались вторжения Вермахта на Британские острова. Однако и тогда, эффективность подобных ударов английскими военными ставилась под сомнение.
Так что, если мы хотим рассмотреть случай, когда все страны отказываются во Второй Мировой войне от запрета на использование химического оружия, то кардинально ход войны и характер военных действий не изменится. Химические атаки в этой войне проводились бы редко и, скорее всего лишь в специфических ситуациях. Например, при штурме укрепленных районов с большим количеством бетонных укрытий. Что, по некоторым, не очень подтвержденным сведениям, собирался сделать Вермахт на Линии Мажино и РККА на Линии Маннергейма. Но на Линии Мажино боевые газы скорее всего оказались бесполезны, так как её укрепления заранее были подготовлены и защищены от химических атак. На Линии же Маннергейма отравляющие вещества не использовали, вроде как, из-за опасения, что потери среди своих будут больше.
Словом, может быть со мной кто-то и не согласится, но ничего интересного не вырисовывается.
Получается, что те, кто ждали каких-то интересных альтернативных вариантов развития буду разочарованы. Но, надеюсь, зато какую-то новую информацию я вам дал, и она будет полезна.
А альтернативных вариантов я ещё предложу, пока же могу лишь порекомендовать для любителей «А что было если бы…?» свои статьи: «Барбаросса» от 29-го июня…» и «Если бы Гитлер напал раньше?».
А если уже читали, то рекомендую статью: «Планировал ли Гитлер Ленинград штурмовать, а Сталин — сдавать?»
А ещё хочу сообщить, что у меня вышел роман в жанре альтернативной истории: «Освобождение-2».