Вот такую картину из автоколонны лесовозов можно ежедневно наблюдать на станции Осташков в Тверской области. Лес, да что тут и говорить то, вырубали здесь в этом краю всегда и во все времена, начиная ещё от существования Российской Империи, затем позднее при СССР и сегодня. Лес был и остаётся нашим исконно русским сырьём.
А дорога Бологое-Полоцк, согласно описанию из путеводителя 1914г., пролегла по безлюдной местности мало чем отличающейся по своим условиям от сибирской тайги. Так гласит дореволюционный справочник.
На каждой станции Бологое-Полоцкой ж.д. в начале ХХ века был предусмотрен дровяной пункт для снабжения проходящих паровозов тех лет: легендарных "овечек" (паровозы серии Ов, Ол, Од), почтовых и пассажирских серии Д и допотопных из XIX века паровозов серии Ч.
"До революции неприхотливые "овечки" отапливались на Бологое-Полоцкой исключительно дровами. Благо сего топлива в этих лесных краях было много и стоило оно очень дешево".
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая" 1997г.
Коллапс экономики 90-х двадцатого столетия фатально отразился на местной промышленности. Массово позакрывались заводы и фабрики в городах и посёлках через которые проходила магистраль Бологое-Полоцкая и грузить товарные вагоны стало просто нечем. Дорога Бологое-Полоцк постепенно стала приходить в упадок. А позднее в 2000 году было закрыто и транзитное грузовое движение на линии.
С этого момента вся грузовая работа на станциях свелась практически только к погрузке леса. Не считая подачи в незначительных объемах нефтепродуктов на базы в Осташкове и Андреаполе, сжиженного газа на раздатку в Торопце и обслуживания военных частей и арсеналов в Куженкино и уже упомянутом Торопце.
Особо заметной и оживленной погрузка леса на Бологое-Полоцкой стала вестись после введения платы за проезд большегрузов по федеральным трассам с внедрением системы ПЛАТОН. Грузоотправители, несмотря на завышенные тарифы РЖД на грузоперевозку и недешевую аренду вагонов у грузовых компаний, тем не менее массово переключились на отправку леса по железной дороге. Раз так, я думаю, в итоге это получается все же выгоднее при больших объёмах чем возить автотранспортом.
Погрузка леса стала на сегодняшний день практически единственной составляющей грузооборота на всей линии и ведётся на станциях Баталино, Фирово, Осташков, Пено, Соблаго, Андреаполь и Торопец.
Везде по линии идёт только погрузка "кругляка", деревообработкой никто не занимается. Единственный оставшийся на всем участке протяженностью в 310 км от Бологое до Великих Лук леспромхоз на бывшем разъезде 48 км в посёлке Лесной фировского района. Да и он в основном ориентирован на погрузку сырья. А были подобные и в Пено, Охвате, Андреаполе.
В Осташков ещё с прошлого года с завидной регулярностью приходит сборный из Великих Лук под "боингами" - мощными грузовыми магистральными тепловозами серий 2ТЭ116 или даже новейшими 2ТЭ25КМ. Задача которого по сути сводится к тому, чтобы привезти порожняк из Великих Лук, который затем раскидают по грузоотправителям осташковский и андреапольский маневровые, и забрать сформированный груженый состав на обратном пути.
Лес вывозится из заповедного края поездами массово и регулярно. Местные грузоотправители спешат и вот почему.
Поедет ли вновь наш лесок в Эстонию? Или Финляндию или куда там ещё уходит наше сырьё
В Государственной Думе ждет своего рассмотрения законопроект о косвенном запрете экспорта, а председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко 12 февраля 2019 года предложила остановить на какое-то время вывоз леса за границу.
Отправлять сырье на экспорт в настоящее время намного выгоднее чем обрабатывать его у себя внутри страны. Никому на Бологое-Полоцкой сегодня не хочется рисковать и вкладываться в деревообработку, создавая новые предприятия, закупать дорогостоящее оборудование. Затем регистрировать организации в гос органах и ставить их на учёт, платить сотрудникам официально зарплату, делать отчисления во внебюджетные фонды, перечислять налоги, оплачивать счета поставщикам за электроэнергию, теплоснабжение, воду и т.д. Для этого нужно время чтобы получить отдачу, а все хотят здесь и сейчас. Да и риски прогореть с нашей фискальной системой, которая душит бизнес прямо на корню, слишком уж велики. Поэтому мы и видим сегодня, что стоимость необработанного "кругляка" на внутренних аукционах гораздо ниже чем за рубежом.
Сколько от всего общего объёма заготовляемого в России леса уходит на экспорт?
Задавшись подобным вопросом на одном из форумов нашёл очень интересную для себя в сети информацию по этой теме.
Однако, остается открытым вопрос: действительно ли запрет на экспорт необработанной древесины может спасти российские леса от варварских опустошительных рубок?
По предварительной оценке, объем законной заготовки древесины в России в 2018 году составил около 220 миллионов кубометров (в 2017 году - 212,4 млн. кбм). По неофициальным данным с учетом воровства леса примерно около 255 миллионов кубометров за 2018г.
Согласно экспресс-информации Федеральной таможенной службы, за 2018 год из России было экспортировано 19,0 миллионов кубометров необработанной древесины ("лесоматериалов необработанных, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, или грубо окантованные, или неокантованные" ).
По этим данным получается, что в необработанном виде в 2018 году было экспортировано если пересчитать в относительные показатели примерно 8,6% от официального объема заготовленной в России древесины, или примерно 7,4% от объема заготовленной древесины с учетом оценочных объемов воровства леса. Если считать, что воруют больше (до 20-25% от общего объема заготовки) - то доля того, что уходит на экспорт в виде "кругляка", в процентах будет еще меньше - всего 6,5-6,9%.
Очевидно, что такое сокращение или временный запрет принципиально не изменит ни масштабы лесопользования в России, ни его последствия. А вот локально вполне может быть.
Так что получается рубить лес вдоль заповедной Бологое-Полоцкой линии с целью дальнейшего вывоза его на экспорт уже не получиться. Нужно будет хотя бы частично его перед этим обработать, предлагая конечному потребителю полуфабрикат. Есть небольшая надежда на то, что темпы сведения здешних лесов возможно хотя бы снизятся.
Шокирующие последствия и "монгольская степь"
В силу своей профессии машиниста мне каждую поездку приходится видеть последствия от масштабных вырубок леса. Особенно больно смотреть на вновь возникшие. Там где ещё буквально вчера тёмной стеной стоял вековой лес, сегодня можно наблюдать уже вот такую картину.
Для наглядности, однажды в марте, следуя пассажиром в пригородном поезде в районе 126-128 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, заснял вот такую ужасающую картину.
Вот ещё несколько примеров вырубок тянущихся вдоль линии. И так повсеместно на всем протяжении от Бологое до Великих Лук, за исключением сильно труднодоступных мест. Хотя лесорубы уже умудряются пробраться абсолютно везде где им надо, через болото - так через болото просто проложив гать. Через речку так через речку - проложив для этого мост.
Последствия на самом деле очень пугающие и заставляющие задуматься о всем нашем бытие и человеческой сущности, сугубо алчной и потребительской.
Исчезает зверьё из когда-то обитаемых мест, уровень грунтовых вод садится на месте вырубок, мельчают или даже полностью пересыхают лесные речки и ручьи, которые питают своей водой более крупные водоёмы, такие как например знаменитый Селигер. Учащаются локальные катаклизмы. Бушующий ураганный ветер разгоняется над водными просторами озера Селигер или Пено и проходит дальше как в степи, не встречая на своём пути ничего как раньше в виде естественной преграды. В прошедшем 2018 году на моей памяти таких разрушительных ураганов случилось два.
О каком развитии туризма может тогда и идти речь. Что мы им покажем в этом краю? Пустыню, а вместо Селигера новый Арал? Что мы оставим после себя свои потомкам, своим детям? Похоже тем кто творит весь этот лесной беспредел наплевать на всё и на нас в том числе. Живут по принципу "после нас хоть потоп".
Бологое-Полоцкая очень сильно пострадала от вырубок особенно в последнее десятилетие. Под видом обустройства полосы отвода вдоль линии изъято большое количество леса. Там где лес буквально вплотную подходил к ж.д. полотну сегодня пустота. Где-то это полосу определили в 50 метров от полотна, а где и все 150-200 метров, вырубив огромные куски красивейших сосновых боров.
На месте вырубленного вдоль линии леса с годами появляется, как мы между собой тут дали термин вот этому безобразию из кустарника, - "поросль поганая".
Путейцы уже устали пытаться бесконечно с ней бороться, вырастает заново она очень быстро. А если бы на этом месте остался бы расти хвойный вековой лес такой бы проблемы не было.
Но я надеюсь всё же на лучшее и что в итоге природа окажется намного умнее и сильнее варвара человека, возомнившего себя здесь самим господом Богом. Глядя на поднимающийся уже местами, там где нет "поганой поросли" молодой сосновый бор, мне хочется дожить до того момента когда здесь можно будет вновь увидеть заповедный лес.
А пока что приходится наблюдать вот такие постапокалиптические сюжеты ассоциирующиеся лично у меня с библейскими сюжетами из шестой главы Иоанна Богослова Откровения.
И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!