«Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя! Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя — сына короля-звездочёта и дочери мельника, красавицы Пилы»
Говорит Иешуа Га-Ноцри у Булгакова прокуратору Иудеи Понтию Пилату. И действительно, его поминают. Его имя записано в христианский Символ Веры, он изображен на огромном количестве картин и икон, про него снимают кино и пишут книги. Кто же он, Понтий Пилат?
...Иудея в I веке н. э., когда и происходят евангельские события – страна недавно завоеванная. С шестого года нашей эры она входит в качестве провинции в состав Римской империи. Изрядная часть проблематики Евангелий, которая может быть сейчас не всегда понятна, связана именно с этим. Например, однажды Иисусу задают вопрос: «Следует ли нам платить налоги кесарю?» А он в ответ показывает римскую монету и отвечает: «Богу – богово, а кесарю – кесарево». Речь здесь идет не о вопросе: «А платить ли нам налоги вообще, хорошо ли это?». Речь идет о том, платить ли налоги завоевателям?
Прокуратор – это управляющий провинцией, наместник. Среди историков существуют разные мнения – был ли Понтий Пилат именно «прокуратором» и просто «префектом» (эта должность чуть пониже), но, так или иначе, именно он представлял римскую власть в подчиненной Иудее.
За века имя Понтия Пилата обросло многочисленными легендами. Упоминающиеся у Булгакова «король-звездочёт» и «красавица Пила» – герои одной из средневековых легенд. Но есть и реальные данные, археологические. Например, в Кесарии была найдена каменная плита с его именем. А в 2018 было найдено кольцо, датируемое I веком, на котором также стоит именно это имя – никаких других Пилатов история не знает.
По общепринятой версии, он был римским всадником из рода Понтиев. Скорее всего, воевал с германцами и возможно участвовал в битве с Арминием в Тевтобургском лесу. Был женат на Клавдии Прокуле, родственнице Октавиана Августа.
Иудеей он правил твёрдо, во всяком случае, сами иудеи жаловались императору на его «невыносимую жестокость» и «дурное обращение». Исторические свидетельства говорят нам, что Пилат, прежде всего, хотел продемонстрировать и укрепить римскую власть. Известны два инцидента: однажды он приказал внести в город римские штандарты с изображениями императора. Иудеи восприняли это как оскорбление своих религиозных чувств и возмутились так, что штандарты пришлось убрать. Потом Пилат приказал укрепить на стенах своей резиденции золотые щиты – уже без всяких изображений, но с посвящением императору. Это тоже вызвало страшное возмущение.
Но как бы иудеи не возмущались – правил все-таки Рим. Смертные приговоры утверждала римская власть. Именно с этим связана евангельская коллизия: Иисуса приводят к Пилату для утверждения приговора. Но прокуратор не находит никакого состава преступления – внутренние религиозные дела провинции римлян не волнуют. Им всё равно кто считает себя мессией.
Пилат утверждает приговор только после того, как оказывается в опасности сам – когда Иисуса обвиняют в том, что он претендует на царскую власть. Именно этот выбор описан у Булгакова: Пилат убежден в том, что Иисус невиновен, но речь идет об оскорблении кесаря. Вот тут-то и оказывается, что «трусость – это самый страшный порок».
Что было с Пилатом после этих событий? У нас есть еще одна достоверная дата – 36 г. нашей эры. Очередное восстание против римлян – в Самарии. Пилат подавляет восстание и казнит зачинщиков, но оставшиеся в живых мятежники находят оправдание. Восстали они, дескать, не против римлян, а лично против Понтия Пилата. После этого Пилата снимают с должности и вызывают в Рим, дальнейшие его исторические следы теряются.
Легенды же говорят разное. То ли он, мучимый раскаянием после казни Христа, покончил с собой. То ли обратился в христианство и был казнен при Калигуле (копты даже почитают его по этому поводу как святого). То ли поехал проповедовать в Шотландию на свою историческую родину. То ли всю жизнь не мог отмыть кровавых отметин со своих рук.
Но что известно нам совершенно точно – такой человек действительно был, Иудеей действительно управлял с 26 по 36 года. И если действительно какой-то преступник, объявивший себя сыном Божием, был казнен в Иерусалиме весной 33 г. новой эры, то именно Пилат утверждал этот приговор.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев