Итак, продолжаю серию репортажей про Восточную Турцию, которая немногим более сотни лет назад уже находилась под контролем Российской империи. В прошлых репортажах я уделил немного внимания Восточной Анатолии, древнему Карсу, столице древней Армении - Ани и, конечно же, озеру Ван:
Восточная Турция. Арарат, который так и не стал территорией Российской Империи
Восточная Турция - Российская территория, которую мы потеряли столетие назад
Как делили Восточную Турцию столетие назад и причем здесь Россия?
Но мы пошли дальше и решили добраться до самых беднейших и отдаленных уголков Турции - провинции Хаккяри на юго-востоке страны.
Скажу точно, если вы хотите посмотреть на то, как живет настоящая турецкая провинция и беднейшие регионы страны - то вам определенно сюда.
Здесь почти полное отсутствие гостиниц, туристической инфраструктуры, кафе, ресторанов и любых туристических маршрутов.
Да что и говорить, даже заправки на трассе большая редкость - только в городах.
Провинция Хаккяри находится на самой границе Ирана, Ирака и Сирии. Это самый высокогорный, самый милитаризованный и самый закрытый регион Турции. Всего пятнадцать лет назад он был закрыт для посещения обычными туристами и для проезда сюда требовалось получение специального пропуска. Но и сейчас обстановка здесь далека от той, к которой привыкли многие, путешествуя по остальным регионам Турции.
С чем же связана такая милитаризованность региона? Что здесь не так и почему этот регион столь разительно отличается от таких известных многим туристами курортов Кемера, Антальи, Бодрума, Измира, центральных регионов Турции, включая Каппадокию?
Ответ довольно простой. Сейчас как и сотню лет назад идет жесткое противостояние между местным населением - курдами и официальными турецкими властями. При том, что до 1915 года большую часть населения в этом регионе составляли ассирийцы, который так же как и армяне очень сильно пострадали во время Османского геноцида. После этого территория была занята курдами, пришедшими с территории современного северного Ирака.
Но теперь уже курды десятки лет находятся в борьбе за свое независимое государство Курдистан, которое должно было создано по условиям Севрского мирного договора 1920 года.
По этому договору, при разделе Османской империи должно было быть создано Курдское государство на части территории современных Турции, Ирака, Ирана и Сирии, а границы должны быть определены Англией, Францией и Турцией.
Но как известно, данный договор был пересмотрен и в 1923 году был подписан новый Лозанский договор при участии Мустафы Кемаля (Ататюрка) в котором Курдистан уже не упоминался. С этого момента началась долгая история борьбы курдов, проживающих на территории современной Турции против официальных властей.
С конца 1970х годов в борьбе с властями наиболее активно действует широко известная Рабочая Партия Курдистана (РПК), которая регулярно проводит довольно теракты и нападения на военные и полицейские объекты в Турецком Курдистане. И хотя, теракты и обстрелы блок-постов в последние годы стало редки, но тем не менее они бывают и этот регион по - прежнему официально носит статус "Terroristic area".
Центром провинции является одноименный городок Хаккяри, затерянный в долине между высоких горных вершин. Добраться до региона возможно по единственной дороге, петляющей вдоль ущелья по границе с Ираком и Ираном через десятки укрепленных блок-постов полиции и военных и множество курдских деревень.
Эта самая южная дорога Турции является логическим продолжением европейской трассы E90, которая ведет из Лиссабона в Багдад. Дальше трасса превращается в шоссе D400, проходит через Хаккяри и далее ведет в Ван, c ответвление на город Юксекова и пограничный переход в Иранскую провинцию Западный Азербайджан. А вдоль всей границы и трассы виднеются десятки турецких военных баз.
Население провинции не более 300 тысяч человек, а в самом городе Хаккяри проживает около 60 тысяч человек. Но несмотря на это есть даже одна гостиница из которой открывает фантастический вид на снежные шапки гор. Правда зимой здесь довольно холодно, но с наступлением весны горы преображаются и становится довлоьно живописно.
Туристы здесь бывают очень и очень редко, а автомобили с российскими номерами никогда. Досмотр на каждом блок-посту отнимает по 10-15 минут времени с детальным расспросом "что-куда-когда-откуда и зачем", изучением содержимого автомобиля и проверкой паспортов по базам данных террористов. Да, это выматывает и 200 километров можно ехать пол - дня. Но вознаграждением за такие экзекуции будет заглянуть в самое сердце Курдистана, про который многие только читали и смотрели репортажи по выпускам новостей. Между прочим последние крупные теракты РПК были в 2017 году, с тех пор здесь относительное спокойствие.
При всей сложности жизни, здесь живут удивительные люди. Курды - это не турки и они совершенно другие. Пригласить в гости, выпить чаю, поговорить немного о жизни. Узнать о жизни курдов из первых уст, узнать о том почему и за что они ведут борьбу - очень познавательно и интересно. После это начинаешь совершенно по-другому смотреть на политическую карту мира и совершенно по - другому оценивать происходящие события в Сирии, Ираке и Турции.
Но вот на очередном блок-посту при проверке документов, офицер полиции задал привычный вопрос о цели нашего посещения этого региона. Я же по -привычке ответил, что приехал посмотреть как живут турки в одном из самых отдаленных и бедных регионов. Офицер нахмурил брови и на хорошем английском ответил, что турков здесь не живут, мы немного ошиблись провинцией. Единственные турки в регионе - это полиция, жандармы и военные, а местное население исключительно курды. И вообще нам здесь нечего делать, ибо территория считается "террористической зоной" и нам надо бы отсюда убираться вон.
Ну а какая реакция может быть у путешественника после такого ответа? Правильно! Это то, что нам нужно и мы приехали в правильное место.
Сам же Хаккяри мало чем отличается от других турецких городов. Да, тут ужасные дороги, все кишит полицией, хаос и шум, но цены на продукты и товары несколько ниже, чем в том же Ване или Карсе. И только большое количество военных баз, расположившихся на вершинах гор, выдают особый статус региона. Решив сделать снимок панорамы города мы попытались заехать на одну из высот с крепостью, но были очень быстро остановлены военным патрулем на дефендере. Проводив нас до блок-поста, в очередной раз проверили документы и объяснили, что здесь нельзя подниматься на стратегические высоты. И робко попросили сделать чумовые фотографии с детьми - ну как здесь отказать?
Но это было только начало приключений в этом регионе. В следующий раз расскажу как нас повязали в курдской деревне на границе с Ираком люди без шевронов, как допрашивали три часа и чем все закончилось.
Если вам интересна тема путешествий вот еще мои репортажи на эту тему:
Забытая железнодорожная станция на Ближнем Востоке
Восточная Турция. Арарат, который так и не стал территорией России
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь.
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com