Найти в Дзене

Николай Александрович Бердяев

Бердяев Николай Александрович (1874–1948 гг.) — русский христианский и политический философ, представитель экзистенциализмa, писатель. В 1890-е гг. — марксист. Позднее отошел от марксизма. Вместе с С. Н. Булгаковым редактировал философский журнал «Вопросы жизни». Его философия обычно именуется как христианский экзистенциализм или персонализм. В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, каббалу, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, космизм, антропософию, теософию и др. Но в любом случае внутренней основой философии Бердяева являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы. «Философия свободного духа». – М.: «Республика», 1994г. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ГЛАВА VI Бог, человек и богочеловек. Стр. 137 Отпадение человека от Бога и было утерей целостности и целомудрия, д

Бердяев Николай Александрович (1874–1948 гг.) — русский христианский и политический философ, представитель экзистенциализмa, писатель. В 1890-е гг. — марксист. Позднее отошел от марксизма. Вместе с С. Н. Булгаковым редактировал философский журнал «Вопросы жизни». Его философия обычно именуется как христианский экзистенциализм или персонализм. В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, каббалу, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, космизм, антропософию, теософию и др. Но в любом случае внутренней основой философии Бердяева являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы.

«Философия свободного духа». – М.: «Республика», 1994г.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВА VI

Бог, человек и богочеловек.

Стр. 137

Отпадение человека от Бога и было утерей целостности и целомудрия, девственности человека, утерей андрогинного образа, который есть образ бытия Божественного. По гениальному учению Я. Беме, человек утерял свою Деву, Софию, и Дева отлетела на небо. От человека-андрогина отделилась, отпала женственная природа и стала для него внешней природой, предметом мучительного влечения и источником рабства человека. В целостном, целомудренном, в Боге пребывающем человеке женственная природа была заключена внутри, как его Дева.

Цит. по: О. В. Рябов. Русская философия женственности (XI — XX века). Иваново: Юнона, Ивановский государственный университет, 1999.

Стр. 55

В «Русской идее» Бердяев отмечает, что «наибольшие нападения в православных кругах вызвало понимание Софии как вечной женственности, внесение женственного начала в Божество». Однако далее он вполне резонно замечает, что «принципиально те же возражения должно было вызвать внесение мужественного начала в Божество» (Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990., с. 197).

… в «Смысле творчества» Бердяев пишет, что высший, мистический смысл Любви заключается в приобщении к женственности, в слиянии мужской и женской природы в образе и подобии Божьем, в андрогине» (Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества. М., 1989. с. 433).

Стр. 61

Творческую миссию феминного начала во всемирной истории Бердяев усматривает в том, что «без мистического влечения к женственности, без влюбленности в Вечную Женственность мужчина ничего не сотворил бы в истории мира, не было бы мировой культуры; бесполое всегда бессильно и бездарно (Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви. Русский Эрос, с. 254).

Стр. 63

Вполне органичны для философии Серебряного века и слова Бердяева о том, что «женщина, осуществляющая свое женственное назначение, может сделать великие открытия, которые не способен сделать мужчина. Только женщине могут открыться некоторые тайны жизни, только через женщину может приобщиться к ним мужчина. Пусть женщины плохие математики и логики, плохие политики и посредственные художники, в них таится мудрость высшая, чем всякая математика и политика (Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви. Русский Эрос…, с. 254). В «Новом средневековье» эти идеи приобретают еще более заостренный вид: мужская культура слишком рационалистична, оторвана от «непосредственных тайн космической жизни»; женщина же более связана с душой мира, с первичными стихиями, и именно через нее мужчина должен возвратиться к ним. (Бердяев Н. А. Новое средневековье. Там же. Т. 1., с. 435).

Цит. по: Т. А. Ладыкина «Гендерный аспект российского самосознания: женские образы в культуре от матери Сырой земли до «вечной женственности»[1]

В творчестве Н. А. Бердяева мы так же находим «женскую» тему.

Призвание женщины, согласно Бердяеву, в том, чтобы проявлять собой Вечную Женственность, тем самым вдохновляя мужское начало на творчество. Творчество — в этом, по мысли Бердяева, смысл разделения человеческого рода на два пола. «Быть Данте — это высокое призвание, но не менее высокое призвание — быть Беатриче», — утверждал философ (Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви//Русский Эрос или Философия любви в России. М., 1991. Там же. С. 254.).

Его представление о Вечной Женственности никак не связано с деторождением, с сексуальными функциями пола.
Бердяев также развивал начатую Соловьевым тему Софии. Это, по его мнению, абсолютная женственность, составная часть природы Христа как абсолютного человека. Каждый мужчина, согласно Бердяеву, ищет в своей возлюбленной отблеск Софии, но редко кто его находит.

[1] Т. А. Ладыкина «Гендерный аспект российского самосознания: женские образы в культуре от матери Сырой земли до «вечной женственности» Философский век: альманах. Вып. 16. СПб.: С.-Петерб. Центр истории идей, 2001