Это те новшества, которые основаны на новой технологии, но направлены на существующий рынок. Для простоты – пятое лезвие в бритвенном станке – это поддерживающая инновация, а вот слушать музыку через iTunes без закачки mp3 – это уже подрывная, ибо распространение музыки через кассеты, диски и файлы подходит к своему логическому концу.
Эта книга о том, как управлять процессом разработки подрывных инноваций, и здесь автор пишет всё очень структурировано и понятно. Если кому-то лень читать всю книгу, то в конце каждой главы есть свое резюме, выделяющее основную суть.
1. Начинать свой инновационный путь в корпорации менеджмент должен с трех предпосылок: иметь полный контроль над своим бизнесом, план реализации своих разработок и процесс распределения имеющихся ресурсов. Основная идея в том, что вы должны полностью понимать свою отрасль, осознавать свои рычаги управления, иметь возможность резать свой основной бизнес, понимать свой возможный путь развития и заранее приготовить принцип распределения бюджета. Не стоит мешать инновации и свою дойную корову. Ибо затраты на НИОКР убьют ваш P&L, а выдача займа способна временно отдалить возможные неприятности с отчетностью.
2. Куда смотреть? Очевидно, на тех, кто продуктом не пользуется. А таких много. И важно понять, почему. Автор выделяет следующие факторы не потребления: навыки (они просто не знают об этом), деньги (дорого), доступность (не везде и не всегда можно использовать), время (потребление требует значительного вклада времени, а его мало). По сути, автор показывает, на что стоит обратить свое внимание, чтобы расширить круг своих клиентов.
3. Текущий продукт может быть не сильно популярным ввиду излишнего качества или функционала. Так бывает, когда производитель хочет воткнуть в изделие всё в надежде на более широкий пул клиентов. Однако, это заблуждение, и оно еще есть в головах у людей. Со стороны производителя излишняя навороченность убивает маржу, со стороны клиента она требует больше тратить на ненужное.
4. Соответственно, концентрируйтесь на том, за что действительно покупают ваш продукт.
5. Начните делать с качеством «достаточно хорошо», чтобы продаваться.
6. Строить бизнес на новом продукте стоит с выявления важных допущений и рисков с высоким уровнем опасности. Для этого у вас должно быть море информации, подтверждающей или опровергающей ваши основные допущения, ибо на них вы и строите свою идею. Используйте их для корректировки стратегии при получении первых результатов. Не тратьте слишком много денег.
7. Формировать проектные команды надо из людей с достаточным опытом, заранее прописав в уставе её цели, степень свободы, допущения и этапы работы. Плюс, команда должна быть прикрыта от посягательств на её свободу со стороны текущих действующих департаментов, а они могут вредить своими политиками.
8. Управлять можно только тем, что можно измерить. Отслеживать можно всё что угодно – деньги, время, людей, рентабельность инвестиций, их количество и так далее. Но важно понимать, что традиционными методами мы не всегда можем оценивать эффективность вложений. То, что на первый взгляд кажется не имеющим перспектив, а затраты мы понесли громадные, спустя годы может оказаться, что затраты были пустяшными на создание этого мега-супер-успешного продукта. Но в какой-то момент эти затраты могли быть оценены с позиции традиционного бизнеса, и могли считаться очень высокими. Равно как и модель DCF к инновационным продуктам можно применять прямо – мы просто не понимаем пока, какие денежные потоки он будет приносить.
9. В качестве шпаргалки о генерации идей: смотрите на аналоги, обсуждайте идеи из разных сфер, смотрите на падших ангелов. Все три совета могут натолкнуть на интересные выводы.
10. Ну, и в качестве золотого правила подрывного инноватора рекомендую запомнить вот эти строки:
Прежде чем производить — выпустите прототип.
Прежде чем брать на себя обязательства — тестируйте.
Прежде чем покупать — возьмите во временное пользование.
Прежде чем нанимать сотрудника на постоянную работу — заключите временный контракт.
Не наращивайте объем компании сразу — используйте аутсорсинг.
Прежде чем воплощать идею в жизнь — изучите.
В общем, идея книги в том, что пробовать изобретать можно и нужно. И тратить на это значительные средства и усилия вовсе необязательно. Идея возникла - проверили, оценили. Летает - в разработку дальше. Нет, бросили, и ищем другую. Не возводим это в культ и не мешаем другим людям нас кормить с тех продуктов, которые уже и так хорошо продаются!