Найти в Дзене

Россия теряет Арктику? Грустная ситуация на Барнео

Стали известны подробности об отмене сезона ежегодной арктической экспедиции с организацией уникальнейшего дрейфующего ледового лагеря Барнео. Проекту Барнео уже почти 20 лет. Каждый год в марте-апреле на дрейфующих льдинах Северного Ледовитого океана разворачивалась база ученых, полярников, путешественников.

2019 год стал первым, в котором принято решение об отмене сезона. Это произошло в самый последний момент.

Станция Барнео. Фото: Википедия
Станция Барнео. Фото: Википедия

Барнео — сложнейший проект. Сначала проводится ледовая разведка, выбирается большая плоская льдина недалеко от Северного полюса. Там обустраивается ледовый аэродром, организуется запас топлива, разбивается лагерь с жилыми модулями. После этого здесь начинается жизнь. Ученые проводят научные исследования океана, озонового слоя, живых организмов. Помимо ученых на Барнео приезжают туристы, спортсмены, путешественники. Барнео — лучшая точка для старта экспедиций на Северный полюс. Лагерь действует всего месяц, после этого льдины начинают таять.

Само название Барнео — результат географической шутки. Станция названа в честь экваториального острова Борнео. Разумеется, погода на Барнео — полная противоположность Борнео.


Льдина дрейфует вместе со всеми, кто на ней находится, чтобы застраховаться от накладок, на ней постоянно дежурят вертолеты.

Полярный день на Шпицбергене. На часах — полночь.
Полярный день на Шпицбергене. На часах — полночь.

Почему же всё это пришлось отменить? Особенность организации ледового лагеря — необходимость доставки грузов и людей на самолетах, приспособленных для посадки и взлетов с ледовых взлетно-посадочных полос. Со времен СССР использовался специально разработанный для полетов в условиях Арктики и Антарктики самолет Ан-74, называемый «Чебурашкой» из-за высоко поднятых двигателей, напоминающих уши героя мультфильма.
Сами перелеты ведутся через аэропорт на Шпицбергене.

Самолет Ан-74
Самолет Ан-74

В этом году изначально все шло по плану. Для перевозки людей на Барнео и обратно был зафрахтован борт с украинским экипажем. Но по прибытию борта на аэродром Шпицбергена оказалось, что прямо во время перелета на Шпицберген у экипажа было отозвано разрешение лететь на Барнео.

«Как это ни печально, но политика добралась и до Северного полюса, запрет на полеты и в результате разрушенные планы по доставке туристов и путешественников на „Барнео“ и Северный полюс. На Шпицбергене собралось более 150 туристов и путешественников, которые более двух недель ждали возможности вылететь на „Барнео“, где все уже было готово», — написал путешественник Богдан Булычев.

После внезапного отказа в перевозке на изначально запланированном самолете организаторы Барнео стали срочно изыскивать другие варианты, но переговоры ни к чему не привели. Было даже принято решение вызывать из Канады самолет DС-3, но время уже ушло, вмешалась погода.

Я в прошлом году сопровождал до Шпицбергена группу московских школьников, которые ехали на Барнео в составе «Большой Арктической Экспедиции». Половина ребят занималась научной деятельностью, а половина на лыжах покоряла Северный полюс. Тогда все прошло удачно, я был горд за ребят и девчонок. В этом году планировалась такая же программа, прошел огромный отбор, сложнейшие тренировки, выбрали самых достойных и… Представьте, что чувствуют ребята…

Участники Большой Арктической Экспедиции-2018 во главе с Матвеем на фоне Ан-74 на Шпицбергене
Участники Большой Арктической Экспедиции-2018 во главе с Матвеем на фоне Ан-74 на Шпицбергене
Грустно. Очень грустно. Жалко ребят, которые прошли через все тернии и уже начали делать первые шаги к вершине планеты. Жалко их останавливать и придерживать за руку. Они рвутся: кто-то проверить свои силы, кто-то проверить свои научные гипотезы, — написал Матвей Шпаро, руководитель проекта «Большая Арктическая экспедиция».

Для меня лично пока остались кое-какие белые пятна в этой истории, если выясню, дополню статью. Но пока очевидны следующие моменты: в этом году у России не получилось решить вопросы, связанные с организацией уникального лагеря. Причины лежат на стыке авиации и политики.

В СССР было достаточное количество самолетов для освоения Севера, были опытные пилоты, способные справляться с этой техникой, работала инфраструктура. Увы, сейчас мы стремительно откатываемся назад. Мне безумно горько писать об этом, но это так.

Надеюсь, что в следующем году Барнео заработает вновь.

Меня зовут Александр, в соцсетях я zhzhitel. Пишу про путешествия, авиацию, технику, маркетинг.
Если эти темы интересны, жмите палец вверх 👍!
Подписывайтесь на мой канал и заходите почаще!