Тепловозы серии М62, которые выпускались на Ворошиловоградском заводе им. Октябрьской революции (ВЗОР) с 1965 по 2007 годы, являются одними из самых известных и узнаваемых локомотивов, причем не только на территории бывшего СССР, но и в других странах. Машинисты дали им ласковое прозвище "машка".
Ох и поездил я на них ещё в 90-х совсем ещё мальчишкой, когда мой дядя работал в депо Осташков ТЧ-34 помощником машиниста тепловоза. Ездил с ним в поездки с грузовыми поездами из Осташкова как на Великие Луки, так и на Бологое. Замечательное было время. Другие мальчишки мне тогда очень завидовали. Поэтому если была такая возможность, я просил дядю взять иногда кого-нибудь из друзей ещё заодно.
Время этих локомотивов незаметно для нас вот так уже можно сказать что и прошло. Пришли они на Бологое-Полоцкую дорогу после 1976г., когда было принято решение о замене паровозов перспективными видами тяги, сменив паровозы серии Л знаменитые "Лебедянки".
Отслужили теперь уже своё и "двойные машки". Увидеть сегодня "двойную машку" теперь можно разве что где-нибудь в хозяйственном движении при проведении работ по капитальному ремонту и содержанию ж.д. пути во время производства технологических "окон" или с небольшими грузовыми поездами на вывозной работе. Серьёзная магистральная работа в грузовых поездах для этих машин теперь в прошлом. Не ровен тот час когда и они совсем уйдут в историю, как и когда-то ушли паровозы.
Это обусловлено прежде всего ростом допустимой и критической массы поездов на плечах обслуживания, требующих более мощных и новых локомотивов. Номинальная мощность дизеля тепловоза 2М62 составляет 4000 л.с. (по 2000 л.с. на секцию). Это не так уж много по современным меркам. Хотя стоит отметить, что были и трехсекционные варианты исполнения этого тепловоза 3М62, мощностью соответственно в 6000 л.с.
На смену "машкам" пришли тепловозы серии 2ТЭ116, получившие у машинистов прозвище "боинги" за характерный свист набирающего обороты при разгоне тепловоза турбокомпрессора, чем-то похожий на шум реактивных турбин от одноименного взлетающего самолёта.
Сейчас, когда в поездке бывает попадаю в редкие моменты работать на "машку", то со всей теплотой души и воспоминаний юности сажусь машинистом за её пульт в небольшой, но уютной кабине этого тепловоза. Когда-то с удивлением смотрел как орудует кранами машинист, а теперь вот и сам спустя годы, оказался "за правым крылом" как говорят локомотивщики.
Сколько же пережитых ещё мальчишкой воспоминаний живут во мне до сих пор. Помню как просился у дядьки взять меня с собой в поездку. Долго упрашивать его никогда не приходилось, он был не против: "Возьму, поедем. Приходи сегодня ко второму посту к 7 часам вечера." - отвечал он мне.
Долгие бессонные ночные перегоны. Луч прожектора тепловоза, пробивающейся сквозь сумрак и бесконечно скользящий в ночи по серебряным нитям путей. Тянущиеся сплошной стеной громады векового леса вдоль линии. Дикие звери то и дело попадающиеся нам на пути, то зайка выбежит из кустов, а где-то следом за ним и рыжая лиса. Огромный рогатый лось или стая кабанов. Скрещения на маленьких отрешённых станциях однопутной Бологое-Полоцкой линии вроде Соблаго или Андреаполя. Тёплый свет одиноко горящих окон, посреди перегона в глухомани, какой-нибудь столетний казармы застывшей у переезда. Мерный рокот старенького двухтактного дизеля и чёткое хлопанье жалюзей шахты холодильника, погремушечный звон от челюстных тележек при проходе стыков пути, широкий стол напротив места помощника, на котором, утомившись от дороги, мне мальчишке, хватало места чтобы прилечь и уснуть. Как давно это было...
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!