Проект перспективного автомобиля СМЗ-2000 и сейчас, и во времена СССР в средствах массовой информации, особенно посвящённых автотранспорту не появляется. В отличие от своих более удачливых "старших" родственников - ВАЗ-Х, или АЗЛК-2144 "Истра".
Такое невнимание со стороны автомобильной периодики объясняется тем, что этот проект серпуховчане изначально готовили по заказу Министерства здравоохранения, и "засветился" он в профильных изданиях - журнале "Здоровье", или ежегодном альманахе "Советская медицина".
Всё дело в том, что Минздрав СССР собирался в начале 90-х годов пересадить в эту машину инвалидов, а автомобиль, вернее - электрокар должен был иметь полностью ручное управление, причём особо оговаривалось, что ноги не должны были быть задействованы ни в коем случае, это было нужно для того, чтобы им могли управлять инвалиды как без одной, так и без обеих ног, и даже однорукие. Техническое задание на Серпуховской мотозавод отправили в марте 1988-го года и работа, как принято было говорить в те годы - закипела!
Машина, которую назвали по модному почину тех лет - СМЗ-2000 планировалась одноместной, с возможностью зарядки от сети, однократной зарядки аккумуляторов должно было хватать на 60-80 км. пробега, при максимальной скорости 50 км\час.
До 1989-го заводские конструкторы, воодушевлённые новым проектом пробовали разные варианты компоновки и типа кузова, было построено несколько посадочных макетов. В феврале 1989-го был найден вариант кузова, устраивающий и конструкторов, и технологов, и что самое главное - будущих пользователей. Одноместная электроколяска имела в основе несущий углепластиковый каркас, стенки заливались стекловолокном.
Рулевое управление было простейшим, как на картинге, как раз чтобы можно было повернуть руль одной рукой сделав полоборота в ту или иную сторону. Быстросменяемый блок аккумуляторов находился над задней осью. Он питал двигатели, расположенные в ступицах задних колёс.
Для облегчения конструкции остекление было сделано из оргстекла, в единственной левой дверце для вентиляции была сделана сдвижная форточка, а из приборов, прямо под рулём крепилась простенькая панель приборов - со спидометром и уровнем заряда батарей. Под сиденьем находился простой электрообогреватель. Кстати, во время ходовых испытаний эта "опция" легко и непринуждённо съедала половину заряда за 30 минут работы.
Тем не менее, первый экземпляр был готов и осенью 1989-го был представлен на коллегии в Минздраве, где его осматривали и даже садились за руль руководители областных и краевых собесов(собес - организация, занимавшаяся социальным обеспечением инвалидов, пенсионеров и сирот в СССР). По результатам этого смотра были даны указания по доработке конструкции и озвучены планы по запуску в производство в 1993-94-м годах.
В Серпухове стали неспешно модернизировать машинку. В частности она получила дверь справа, чтобы водитель мог всегда выходить на тротуар. Кресло сделали поворачивающимся к двери на 30 градусов, для удобства посадки и высадки. Фары головного света располагались изнутри, под лобовым стеклом. Заодно установили более экономичный отопитель и аккумуляторы увеличенной ёмкости. Габариты и стоп-сигналы крепились традиционно, на крыльях. В 1990-м году пять экземпляров, собранных пока ещё на стапелях, но по утверждённым в Минтрансе чертежам вышли на испытания в НАМИ. Осенью того же года две машины отправили обратно на завод на доработку и доводку, а три оставили на полигоне института в Дмитрове, в том числе и для продувки в аэродинамической трубе. На заводе неспешно готовились к запуску серийного производства, которое, напомним, было запланировано на 1993-й год, но экономический кризис, длившийся к тому времени уже два года и последовавший за тем развал страны в 1991-м году поставили крест на работе конструкторов и технологов завода.
Напомним, похожей незавидной судьбы удостоились многие проекты, не только автомобильные.
В 1995-м серпуховчане показывали свою мотоколяску на конференции "Курортная медицина 21-го века" в Кисловодске. От "прародительницы" она отличалась наличием дополнительных фар на передних крыльях, которые поворачивались вместе с колёсами. С тех пор её следы теряются. О том, уцелел хотя бы один из пяти опытных образцов СМЗ-2000, "Ангару" не известно.
Восстановленные и тщательно отретушированные фотографии группе предоставил Известный фотохудожник .
Краткие весо-габаритные данные автомобиля СМЗ-2000:
Длина - 2650 мм.
Высота - 1550 мм.
Ширина - 1470 мм.
Расстояние между осями - 1950 мм.
Дорожный просвет - 120 мм.