Найти тему
Самарская Газета

Как строили набережную в Самаре

Тот, кто хоть раз совершал плавание на теплоходе от Астрахани до Москвы, мог убедиться: лучше самарской набережной нет. Все годы, пока существует наш город, его жители понемногу обживали и благоустраивали берег Волги. И постепенно из рабочей зоны с пристанями, амбарами и рынками, на которых торговали рыбой и прочим перевезенным по матушке Волге товаром, она становилась местом прогулок и отдыха.

Рабочий вид

За время, пока деревянная крепость превращалась в уездный город, лучшая по природным условиям часть Самары стала местом хаотической застройки. Набережную заняли склады, лесопилки, конюшни, разные мелкие сооружения. Здесь же находился знаменитый бурлацкий рынок, на котором судовладельцы нанимали себе работников. Соискатели вакансий тут же и жили — в хибарах и шалашах. Ожидали найма вместе с крючниками и прибившимися к ним босяками.

Вдоль города были разбросаны многочисленные пристани. Разновидностей пришвартовывавшихся к ним судов — великое множество. Гусянки, подчалки, полулодки, паромы, барки. Ведь до строительства железной дороги именно Волга была главным торговым путем России. Иногда в Самару приплывали беляны — огромные, идущие с лесистых верховьев реки баржи с сотнями бревен. Часть разгружали в Самаре, остальное отправляли дальше вниз по Волге, вплоть до безлесной Астрахани.

-2

Пристани в основном назывались по видам разгружаемых товаров. Была, к примеру, дровяная. Здесь сгружались с баржей и барок уже разделанные бревна, не подходящие для строительства. Была хлебная. Близ амбаров, в которые ссыпалось для последующей перевозки по реке привезенное из окрестных деревень зерно.

Вдоль берега были разбросаны садки для пойманной рыбы и плотомойни — мостки и плотики для прачек, полоскавших в Волге белье.

Появившиеся в XIX веке пароходные компании стали строить более благоустроенные пристани. Они представляли собой дебаркадеры, на которые вели с берега мостки. Самым красивым был причал на Казенной пристани. Настоящий резной терем. Самая большая пассажирская пристань — «Кавказ и Меркурий», с которой самарцы отправлялись в другие волжские города.

Берег глинистый и пологий. Никто не занимался его укреплением. Не существовало и специально оборудованных пляжей. Но люду, целый день трудившемуся у пристаней, и не нужно было дополнительных удобств. Каждый и так мог окунуться в Волгу. Для господ позже начали строить специальные деревянные купальни. Но они появились уже после того, как городская власть специально занялась благоустройством прибрежной части Самары.

-3

Для приличной публики

Нужно сказать, что при закладке уездной Самары было решено, что лицом ее станет Волга. Еще со времен Петра I существовали правила, по которым закладывался город. Екатерина Великая также придавала большое значение регулярной и четкой застройке.

И Самара росла по плану, согласно которому улицы идут параллельно и перпендикулярно Волге. Их названия указаны в официальном документе 1839 года. Ближайшую к реке именовали Волжской набережной.

Долгое время берег никак не был связан с центром города. К нему даже проехать на экипаже было сложно из-за того, что склады и хибары перегораживали улицы на спусках к обеим рекам — Волге и Самаре.

Отцы города озаботились доступностью берега, как только Самара стала губернской столицей. В город был назначен архитектор Андрей Мейснер. Его помощник Николай Еремеев составил несколько проектов благоустройства отдельных участков набережной Волги и спусков к ней по улицам. Однако эти разработки легли под сукно.

Благоустроенной набережной нет в Самаре, хотя ее существование было бы драгоценным для города во многих отношениях. Набережная чрезвычайно бы украшала вид города с Волгой; уничтожила бы безобразные обрывы берега, ежегодно подмываемого разливом Волги, сделала бы возможным проезд по гребню берега; дала бы новую жизнь домам, выходящим на этот берег; увеличила бы доход города возможностью отдачи в оброк множества новых торговых пунктов, которые сами собой бы открывались на набережной с ее устройством.
Петр Алабин, городской голова

В 1853-м разработали новый план застройки города Самары. На нем отмечены набережные рек Волги и Самары. Но они по-прежнему отводились только под пристани, хлебные амбары, рынок, материальные склады, биржи строевого леса и дров.

В 1853 году министерство финансов выделило 1 975 рублей на сооружение в Самаре спуска к Волге для московского почтового тракта.

В 1856-м завершились работы по благоустройству ведущей к реке Заводской улицы (ныне Венцека). Губернские власти выделяли средства и на укрепление берегов. В конце XIX века обустроен небольшой участок вдоль Струковского сада. Купец, меценат и художник Константин Головкин, описывая аллеи городского парка, центральную из которых сразу «оккупировала демократическая часть обывателей города «горчица» со своими «дамами» (самарскими перешницами) и подростки», поясняет, что «приличная публика избегала эту аллею и гуляла по Набережной…»

-4

Пример Альфреда фон Вакано

15 марта 1880 года Самарская городская управа и австрийский подданный Альфред фон Вакано подписали контракт о сдаче в аренду сроком на 99 лет участка земли на берегу Волги с постройками для устройства механического пивоваренного завода. Промышленник сразу принялся и за сооружение набережной, которая простиралась по берегу вдоль предприятия. Здесь планомерно подсыпали землю. Укрепляли берег капитальной дамбой. Рабочие высаживали на отвоеванном у реки пространстве деревья и кустарники. Результат — парк площадью в полторы тысячи саженей. Обошлись эти работы знаменитому предпринимателю почти в 7 тысяч рублей. Городская дума направила для осмотра территории комиссию, которая доложила: «Набережная напротив места, занятого пивоваренным заводом, устроена Товариществом за свой счет и в таком виде, что ни по прочности устройства, ни по красоте городская набережная не может даже и сравняться с ней».

Продолжение следует.