Написать сию заметку меня сподвигло очередное обсуждение вопроса на всем известном автосайте. Один написал, что при очередной замене колодок удалил грязезащитные щитки тормозных дисков, и понеслось... Я же предлагаю, как всегда, разобраться в проблеме подробно и разложить всё по полочкам. Итак.
Зачем этот щиток, вообще, нужен?
Скорее всего затем, чтобы мамкины тюнеры его выкидывали, хвалясь превосходством инженерной мысли над тупыми проектировщиками в КБ. А если серьёзно, то:
- Для защиты от попадания воды с внутренней стороны оси. Из обычных луж. Ибо, влетев в лужу после пары-тройки хороших оттормаживаний, с очень большой долей вероятности получаем покоробленные диски. Которые будут бить при торможении всю свою оставшуюся жизнь (проточка помогает не всегда и не всегда надолго). Подробнее о конструктиве и перегреве тормозов можно почитать тут.
- Для защиты от перегрева элементов подвески. Да-да, вы не ослышались. Рядом с тормозным диском располагаются такие штуки как шаровая опора и ШРУС (как работает рассказал здесь). Во-первых, они имеют в своей конструкции смазку, а во-вторых, резиновые пыльники. И тому и другому от постоянного соседства с раскалённой болванкой (диски после серии интенсивных торможений могут раскаляться буквально докрасна) лучше явно не станет. Щиток частично экранирует их от жара тормозов.
Но есть и два минуса
Во-первых, тормозной диск, будучи прикрыт щитком, хуже охлаждается. А соответственно, повышается риск его перегрева в экстремальных режимах. А во-вторых, между щитком и диском замечательно застревают камушки и мусор, которые чертят борозды на диске и колодках, приводя их со временем в негодность. Ну и чисто возрастной нюанс: с годами эти железяки замечательно отгнивают и начинают шкрябать при езде.
Подытоживая можно сказать, что как и почти любой элемент конструкции автомобиля, грязезащитный щиток тормозного диска - штука весьма компромиссная. Я же, как всегда, придерживаюсь мнения разумной достаточности. Штатных тормозов в 95% случаев хватает для нормальной эксплуатации автомобиля (про всякие древние ВАЗы и УАЗы речь не идёт, я о нормальных машинах). И перегреть их даже со щитками нужно постараться. При этом реально снижается риск угробить диски при заезде в лужу. Если же вы тонированный вкруг гонсчег и тормозов вам хронически не хватает, то виноваты уж точно не щитки. Меняйте автомобиль или мозг - и всё сразу придёт в норму.
А тем, кому интересно посмотреть быстрый ремонт отгнивших щитков (на примере VAG) - вэлкам в небольшой видеоролик, где я восстанавливал их на своей машине.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем холодных тормозов и крепких щитков!