1 Ikarus.
За историю сотрудничества СССР с автобусным заводом ikarus к нам в страну поступило свыше 150 тысяч машин.
Началось всё в 1955 году. В развивающемся Союзе катастрофически не хватало автобусов. В 1956 году в СССР пришли первые 150 городских автобусов ikarus 60. Он был рассчитан на 60 пассажиров, имел также обязательное в то время место для кондуктора. На машине стоял 6 цилиндровый, 8 литровый дизельный двигатель csepel (125 л с)
Коробка передач пятиступенчатая, механическая. Эти автобусы работали только в крупных городах. К 1959 году в СССР насчитывалось 300 таких автобусов.
В это же время начинается выпуск автобуса ikarus 55. Это была первая заднемоторная модель марки.
Двигатель объемом 8,3 л выдавал мощность 145 лошадиных сил. Размещался выступающей части кормы, что делало облик автобуса оригинальным и запоминающимся.
Автобус был рассчитан на 32 пассажира. Машина имела шикарные по тем временам сиденья и неплохую систему вентиляции, мягкую подвеску.
На базе 55 модели выпускался ikarus 66 – упрощенный, городской вариант. В СССР поставили всего 84 таких автобуса.
В общей сложности до 1972 года было поставлено 3762 экземпляра 55 модели.
1959 года в СССР появились машины семейства 620.
Это было развитие автобусов 60 серии. Городские автобусы отличал оригинальный дизайн. Такие автобусы работали преимущественно в провинциальных городах, поскольку для столицы оказались маловаты.
Выпускались также пригородные ikarus 630. Таких машин нам поставили всего 50 штук.
1966 году на конвейер встало новое семейство – ikarus 180.
Это был первый в истории СССР сочленённый автобус. Ikarus 180 имел невероятную вместительность по тем временам –169 человек.
Мотор марки raba объемом 10,4 л и мощностью 192 лошадиные силы располагался под полом.
В семейство входили также одиночные ikarus 556 и пригородные ikarus 557.
В конце шестидесятых годов в СССР пошли машины 200 серии.
Завезли таких около 50000 штук. Машина имела просторный кузов с большой площадью остекления. По технической части никаких новшеств не вводилось. Всё всё тот же 192 сильный двигатель и пятиступенчатая механическая коробка передач.
Первые машины пришли в Союз в 1968.Комфортные и быстроходные, они стали визитной карточкой фирмы intourist
Городские Ikarus 260 появившиеся в 1973 году вмещали до 102 пассажиров.
С 1974 года появились и сочинённые Ikarus 280. Они вмешали уже 168 пассажиров.
Важной особенностью венгерских автобусов был эффективный отопитель салона, но к сожалению он потреблял слишком много солярки, поэтому водители очень редко им пользовались.
Автобусы 200 серии регулярно модернизировались. На туристических появилась автоматическая пассажирская дверь, мощность двигателя в 1980 выросла до 220 лошадиных сил, стали устанавливать 6 ступенчатую коробку передач. Автобусы модели 250 поставляли к нам до 2002 года.
На закате СССР объём поставок резко сократился, но к нам успели завести небольшую партию совсем новых машин: ikarus 365 – большой туристический автобус с двигателем мощностью 220 лошадиных сил. Пришли всего 85 экземпляров.
С 1989 года поставляли небольшие 18 местные автобусы ikarus 543. В них устанавливался дизельный четырехцилиндровый двигатель мощностью в 82 лошадиные силы.
Успели импортировать совсем небольшое количество одиночных ikarus 415 и сочлененных ikarus 435.
На ikarus 435 устанавливали двигатель объёмом 10,4 л мощностью 258 лошадиных сил. Пассажировместимость – 170 человек. На ikarus 415 ставили мотор на 220 лошадиных сил. Это версия автобуса вмещала 118 пассажиров.
Несколько заводов по всей стране освоили капитальный ремонт этих машин, а в Кургане и Москве на тушинском машиностроительном заводе автобусы собирали из машинокомплектов, частично изготавливая детали в России. В столице на базе кузовов ikarus изготавливали троллейбусы.
2 Csepel.
Поставки венгерских грузовых автомобилей были не такими массовыми по сравнению с автобусами.
Csepel D450 поставляли к нам в версиях шасси с будками –ремонтными мастерскими и седельный тягач. Они существовали в 2 модификациях для полуприцепов массой 10 и 12 тонн, с двигателем 5,5 л на 95 лошадиных сил и 8 л на 125 лошадиных сил. Таких машин к нам завозили по несколько сотен в год.
Следующая модель Csepel d705 имела тот же двигатель и бескапотную компоновку,смогла взять на борт полуприцеп массой 15т.
3 Dutra.
Куда больше в СССР было самосвалов марки dutra. Казалось бы небольшой самосвал имел грузоподъемность 6 тонн.Под капот устанавливался четырехцилиндровый дизельный двигатель объёмом 5.4л мощностью 60 лошадиных сил . Такие машины выпускались до 1973 года. Они работали не только на больших стройках и карьерах, но и в городских условиях.
4 Aro.
Началась история этой марки с модели aro 461 – копии газ-69. Но румыны довольно быстро модернизировали автомобиль, установить более современный мотор.
В семидесятых годах началось производство автомобиля aro 240.
В 80-90 годах универсалы aro 244 стали поступать в государственные структуры СССР. Особенностью машины являлись дизельные двигатели производимые по лицензии Peugeot, мощностью 75 и 95 лошадиных сил.