Давайте поговорим о том, как могли выглядеть платья героинь знаменитого романа. (А в следующий раз сравним наряды из разных экранизаций).
Для начала нам нужно определиться с силуэтом. Именно он задаёт весь облик, а в XIX веке силуэт женского костюма менялся очень быстро! Итак, возможны два варианта.
- Первая половина 1870-х, пик моды на турнюры. Турнюр — это специальная накладка, которая крепилась сзади, чуть ниже талии, так что юбка получалась очень пышной.
- Вторая половина 1870-х, когда турнюры на время вышли из моды, и платья стали узкими, облегающими бёдра.
Казалось бы, несколько лет разницы, подумаешь! Но нет, разница есть. Вот в качестве иллюстрации два портрета кисти одного и того же художника, с разницей в несколько лет. Современницы Анны Карениной и Кити Щербацкой, с турнюром и без турнюра:
Турнюр упоминается в тексте, в самом конце романа Анна видит «даму с турнюром». Но последние главы романа в журнальном варианте вышли в 1877-м, а книга — в 1878-м. Словом, обе версии имеют право на жизнь. И художники по костюмам и иллюстраторы выбирают, какими они хотели показать героинь.
С турнюром
Поначалу турнюры носили с кринолинами: например, добавляли сзади небольшую подушечку. Этот вариант можно увидеть в экранизации с Кирой Найтли, где нам показывают героиню в белье:
А затем даже от таких небольших кринолинчиков отказались, и остались только турнюры. Они были самых разных видов и форм. Часто их не покупали, а делали самостоятельно, поэтому и материалы, и размеры, и конструкции очень сильно отличались друг от друга. Подушечки, набитые конским волосом или ватой, сооружения из пружинок, стальные изогнутые полосы… Могли быть маленькими, а могли и спускаться и ниже колен. И со всем этим нужно двигаться (и желательно грациозно!), постоянно помня, что объём вашего наряда сзади куда больше, чем спереди. Нужно было садиться (желательно, изящно!), уместиться и не измять юбки. Словом, носить платья с турнюрами – это целое искусство! И светская дама Анна Каренина должна была владеть им безукоризненно.
Без турнюра
Впрочем, если мы выбираем вариант без турнюра, тут снова возникают свои сложности. Платья второй половины 1870-х были узкими, и плотно облегали не только торс, но и бёдра. Как тогда шутили, "скоро у нас появятся платья, которые будут облегать всё тело!" Корсажи платьев были жёсткими, иногда прямо как кирасы. Да, собственно, были модели с таким названием. Изнутри к юбкам пришивались тесёмки, которые стягивали их на уровне колен. Где-то внизу пенятся оборки, кружева, тянется шлейф... Эффектно, но неудобно! Недаром бытовали шутки о женщинах, которых стреножили, как лошадей, или спеленали, как мумий.
Словом, можно так, а можно этак. Продолжение следует!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!