Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Платья "Анны Карениной"

Оглавление

Давайте поговорим о том, как могли выглядеть платья героинь знаменитого романа. (А в следующий раз сравним наряды из разных экранизаций).

Для начала нам нужно определиться с силуэтом. Именно он задаёт весь облик, а в XIX веке силуэт женского костюма менялся очень быстро! Итак, возможны два варианта.

  • Первая половина 1870-х, пик моды на турнюры. Турнюр — это специальная накладка, которая крепилась сзади, чуть ниже талии, так что юбка получалась очень пышной.
  • Вторая половина 1870-х, когда турнюры на время вышли из моды, и платья стали узкими, облегающими бёдра.

Казалось бы, несколько лет разницы, подумаешь! Но нет, разница есть. Вот в качестве иллюстрации два портрета кисти одного и того же художника, с разницей в несколько лет. Современницы Анны Карениной и Кити Щербацкой, с турнюром и без турнюра:

Слева - портрет миссис Бишоффшайм, 1873, Джон Эверетт Милле, 1873, из коллекции Галереи Тейт (Лондон). Справа - портрет Луизы Джоплинг,  Джон Эверетт Милле, 1879, из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)
Слева - портрет миссис Бишоффшайм, 1873, Джон Эверетт Милле, 1873, из коллекции Галереи Тейт (Лондон). Справа - портрет Луизы Джоплинг, Джон Эверетт Милле, 1879, из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)

Турнюр упоминается в тексте, в самом конце романа Анна видит «даму с турнюром». Но последние главы романа в журнальном варианте вышли в 1877-м, а книга — в 1878-м. Словом, обе версии имеют право на жизнь. И художники по костюмам и иллюстраторы выбирают, какими они хотели показать героинь.

С турнюром

Поначалу турнюры носили с кринолинами: например, добавляли сзади небольшую подушечку. Этот вариант можно увидеть в экранизации с Кирой Найтли, где нам показывают героиню в белье:

Кадр из фильма "Анна Каренина", 2012
Кадр из фильма "Анна Каренина", 2012

А затем даже от таких небольших кринолинчиков отказались, и остались только турнюры. Они были самых разных видов и форм. Часто их не покупали, а делали самостоятельно, поэтому и материалы, и размеры, и конструкции очень сильно отличались друг от друга. Подушечки, набитые конским волосом или ватой, сооружения из пружинок, стальные изогнутые полосы… Могли быть маленькими, а могли и спускаться и ниже колен. И со всем этим нужно двигаться (и желательно грациозно!), постоянно помня, что объём вашего наряда сзади куда больше, чем спереди. Нужно было садиться (желательно, изящно!), уместиться и не измять юбки. Словом, носить платья с турнюрами – это целое искусство! И светская дама Анна Каренина должна была владеть им безукоризненно.

"Анна Каренина на балу", Борис Дехтерёв, 1939 г. Из коллекции Государственного музея Л.Н. Толстого
"Анна Каренина на балу", Борис Дехтерёв, 1939 г. Из коллекции Государственного музея Л.Н. Толстого

Без турнюра

Впрочем, если мы выбираем вариант без турнюра, тут снова возникают свои сложности. Платья второй половины 1870-х были узкими, и плотно облегали не только торс, но и бёдра. Как тогда шутили, "скоро у нас появятся платья, которые будут облегать всё тело!" Корсажи платьев были жёсткими, иногда прямо как кирасы. Да, собственно, были модели с таким названием. Изнутри к юбкам пришивались тесёмки, которые стягивали их на уровне колен. Где-то внизу пенятся оборки, кружева, тянется шлейф... Эффектно, но неудобно! Недаром бытовали шутки о женщинах, которых стреножили, как лошадей, или спеленали, как мумий.

Кадр из фильма "Анна Каренина", 1948 г. В роли Анны - Вивьен Ли.
Кадр из фильма "Анна Каренина", 1948 г. В роли Анны - Вивьен Ли.

Словом, можно так, а можно этак. Продолжение следует!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!