Найти тему
VIKENT.RU

Двойственность свойств творческой личности по Карлу Юнгу

Данная статья относится к Категории: Внутренние обстоятельства против ТЛ

«… фрейдовская школа выдвинула мнение, что каждый художник обладает инфантильно-автоэротически ограниченной личностью, то это может иметь силу применительно к художнику как личности, но неприменимо к нему как творцу. Ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо ещё эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверхчеловечен, ибо в своём качестве художника он есть свой труд, а не человек.

Рис.1. Карл Густав Юнг
Рис.1. Карл Густав Юнг

Каждый творчески одарённый человек - это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств.

С одной стороны, он представляет собой нечто человечески-личное, с другой - это внеличный человеческий процесс. Как человек он может быть здоровым или болезненным; поэтому его личная психология может и должна подвергаться индивидуальному же объяснению. В своём качестве художника он может быть понят единственно из своего творческого деяния. Ведь было бы грубой ошибкой пытаться возвести к личной этиологии манеры английского джентльмена, прусского офицера или кардинала. Джентльмен, офицер и князь церкви суть объективные, внеличные officia
(латинский термин - обязанности - Прим. И.Л. Викентьева) с присущей им объективной же психологией. Хотя художник представляет собой противоположность всему официальному, всё же между этими двумя случаями существует потаённая аналогия, коль скоро специфически художническая психология есть вещь коллективная и никак не личная. Ибо искусство прирождено художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием. То, что в первую очередь оказывается в нём субъектом воли, есть не он как индивид, но его произведение. В качестве индивида он может иметь прихоти, желания, личные цели, но в качестве художника он есть в высшем смысле этого слова «Человек», коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества. В этом его officium бремя, которое нередко до такой степени перевешивает остальное, что его человеческое счастье и всё, что придаёт цену обычной человеческой жизни, закономерно должно быть принесено в жертву.

При этих обстоятельствах менее всего удивительно, что именно художник - рассматриваемый в своей цельности - даёт особенно обильный материал для психологического критического анализа.
Его жизнь по необходимости переполнена конфликтами, ибо в нём борются две силы: обычный человек с его законными потребностями в счастье, удовлетворённости и жизненной обеспеченности, с одной стороны, и беспощадная творческая страсть, поневоле втаптывающая в грязь все его личные пожелания, с другой. Отсюда проистекает то обстоятельство, что личная житейская судьба столь многих художников до такой степени неудовлетворительна, даже трагична, и притом не от мрачного сочетания обстоятельств, но по причине неполноценности или недостаточной приспособляемости человечески личного в них.

Рис.2 . Фото Mark Daynes на Unsplash
Рис.2 . Фото Mark Daynes на Unsplash

Очень редко встречается творчески одарённый индивид, которому не пришлось бы дорого оплатить искру божью - свои необычные возможности. Самое сильное в нём, его собственно творческое начало, пожирает большую часть его энергии, если он действительно художник, а для прочего остаётся слишком мало, чтобы из этого остатка могла развиться в придачу ещё какая-либо ценность.

Напротив, человек оказывается обычно настолько обескровленным ради своего творческого начала, что может как-то жить лишь на примитивном или вообще сниженном уровне. Это обычно проявляется как ребячество и бездумность или как бесцеремонный, наивный эгоизм (так называемый «автоэротизм»), как тщеславие и прочие пороки. Подобные несовершенства оправданы постольку, поскольку лишь таким образом Я может сэкономить достаточную жизненную силу. Оно нуждается в подобных низших формах существования, ибо в противном случае погибло бы от полного истощения. Присущий личному облику художников автоэротизм можно сопоставить с автоэротизмом незаконных или вообще заброшенных детей, которые с малолетства должны развивать свои скверные наклонности, чтобы выстоять против разрушительного воздействия своего безлюбого окружения.

Пожалуй, достаточно очевидно, что художник должен быть объяснен из своего творчества, а не из несовершенств своей натуры и не из личных конфликтов, которые представляют собой лишь прискорбные последствия того факта, что он - художник, т.е. такой человек, который несёт более тяжелое бремя, чем простой смертный.
Повышенные способности требуют также и повышенной растраты энергии, так что плюс на одной стороне неизбежно должен сопровождаться минусом на другой.

Рис.3. Фото Ari He on Unsplash
Рис.3. Фото Ari He on Unsplash

Знает ли сам художник-автор, что его творение в нём зачато и затем растёт и зреет, или он предпочитает воображать, будто по собственному намерению оформляет собственное измышление: это ничего не меняет в том факте, что на деле его творение вырастает из него. Оно относится к нему, как ребёнок к матери. Психология творческого индивида - это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле этого слова из царства Матерей, Если творческое начало перевешивает, то это означает, что бессознательное получает над жизнью и судьбой большую власть, чем сознательная воля, и что сознание захватывается мощным подземным потоком и нередко оказывается бессильным зрителем происходящего. Органически растущий труд есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гёте делает «Фауста», но некий психический компонент «Фауст» делает Гёте. Так получает удовлетворение душевная потребность того или иного народа в творении поэта, и поэтому творение означает для поэта поистине больше, чем личная судьба, - безразлично, знает ли это он сам или нет. Автор представляет собой в глубочайшем смысле инструмент и в силу этого подчинён своему творению, по каковой причине мы не должны также, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую задачу, сотворив образ.

Рис.4. Фото Эберхарда гроссгастейгера на Unsplash
Рис.4. Фото Эберхарда гроссгастейгера на Unsplash

Истолкование образа он должен поручить другим и будущему. Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования. Ни одно сновидение не говорит: «ты должен», или «такова истина»; оно выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои выводы».

Карл Юнг, Психология и поэтическое творчество, в Сб.: Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост.: Р.А. Гальцева, М., «Политиздат», 1991 г., с. 116-118.


Эффект «воображаемого собеседника» и творчество.


Плейлист ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера

ЖСТЛ: Жизненная Стратегия Творческой Личности

ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Источник

Рис.1. - By unknown, upload by Adrian Michael - Ortsmuseum Zollikon, Public Domain,

Рис.2. - Фото Mark Daynes на Unsplash,

Рис.3. - Фото Ari He on Unsplash,

Рис.4. - Фото Эберхарда гроссгастейгера на Unsplash