Найти тему
Классическая ГИТАРА

Ana Vidovic, интервью

Оглавление

Ana Vidovic (b. 1980) — знаменитая хорватская гитаристка, о которой уже была речь на этом канале, а ссылки вы найдёте в конце этой публикации. Ниже — текст интервью, недавно опубликованного Classical Guitar Magazine, ссылка на его оригинал (англ.) также в конце.

Ana Vidovic взялась за инструмент в пять лет, услышав, как играет её брат Виктор. Она начала выступать публично, когда ей было восемь лет, и выиграла свой первый международный конкурс в 13 лет. Далее последовали ещё шесть побед в соревнованиях. В возрасте 20 лет её пригласили учиться у Мануэля Барруэко в Институт Пибоди в Балтиморе, штат Мэриленд. С тех пор, как она получила диплом артиста и начала свою карьеру в 2005 году, она играла для всё большей и большей аудитории в Северной Америке, Европе, Азии и Южной Америке, выпустила шесть альбомов и два концертных DVD, а её концертные видео на YouTube собрали более 35 миллионов просмотров.

Вы выросли на фоне войны за независимость Хорватии (1991 - 1995). Повлияло ли это на ваше музыкальное образование?

В то время было много боли и страданий, а для моей семьи музыка была лучшим лекарством. Мои родители очень поддерживали интерес, который мои братья и я имели к музыке. Мы знали, что происходит вокруг нас, но наши родители позаботились о том, чтобы мы ходили в школу и учились. Были некоторые атаки на наш город. Никто из наших родственников не погиб в бою и не потерял свои дома, но мы знали людей, которые это пережили. У меня есть два старших брата: Сильвио — пианист, и Виктор — гитарист. Виктор начал учить меня играть на гитаре, а Сильвио — нотной грамоте.

Виктор был самоучкой или у него был хороший учитель?

Его очень хорошо учили. В Хорватии существует давняя традиция классической гитары, и в то время это был один из самых популярных инструментов. В Карловаце, нашем родном городе, была хорошая музыкальная школа. Позднее Виктор учился в Загребе в Национальной музыкальной академии у Иштвана Ромера. Виктор сказал ему, что у него есть сестра, которая тоже хочет учиться, и я начала учиться у Иштвана. Он был удивительным учителем, который дал нам прочную основу техники и музыкальности. Я училась у него около 10 или 11 лет, пока мне не исполнилось 18.

Он научил вас, как заставить ваши руки чувствовать себя в безопасности на инструменте?

Да. Когда я преподаю сейчас, я вспоминаю то, что он говорил мне. Он учил нас постановке правой руки, игре гамм и другим техническим упражнениям. Он подчёркивал, что нужно быть расслабленным и играть без напряжения. Он хотел, чтобы я действительно узнала, что делают руки и почему они это делают. Мы прошли этюды Абеля Карлеваро — я рекомендую их. Нужен учитель с большим терпением, который позаботится о том, чтобы вы делали то, что нужно, но в увлекательной игровой форме. Иштван никогда не был слишком жёстким. Мне всегда нравились уроки.

Вы учились у Мануэля Барруэко?

Мне было около 20 лет, когда я занималась у Мануэля. После того, как я закончила Академию в Загребе в 18 лет, я должна была решить, что делать дальше. Я всегда хотела поехать за границу. Я была очарована Соединенными Штатами и их культурой, и мечтала приехать сюда. Я отправила кассеты в несколько мест, и мне лично позвонил Барруэко. Я была потрясена! Мы поговорили о том, над чем я хотела поработать, и я решила приехать сюда, в Балтимор, в Институт Пибоди.

Вы говорили, что Барруэко много работал с вами над созданием звука. Это был один из главных результатов занятий с ним?

Звукоизвлечение — важная вещь, но динамика — в первую очередь. Он также дал мне много советов о технических вещах и запоминании. Мануэль очень силён в запоминании и визуализации музыки, и он помог мне понять, как важно правильно запомнить произведение. В целом, мы работали над тем, чтобы стать лучшим музыкантом. Позже мы говорили о выступлениях вживую и о том, как расслабиться. Я училась с ним в течение четырёх лет.

Ваша биография содержит семь побед в соревнованиях. Что побудило вас принять в них участие?

Мой учитель Иштван посоветовал мне соревноваться. Я играла в первый раз (Международный конкурс Альберта Августина в Бате, Англия), когда мне было 13 лет, и он пошёл со мной. Он подготовил меня очень хорошо, и я выиграла первый приз. После этого я подумала, что мне нужно участвовать в соревнованиях и дальше.

Чему люди могут научиться на конкурсах?

Вы многому учитесь, даже если не выигрываете. Вы узнаёте, как выступать перед людьми, находитесь среди своих сверстников и делитесь опытом. Соревнования были очень полезны для меня, но я перестала в них участвовать с 18 лет. После того, как я преуспела в соревнованиях, я почувствовала, что стала лучше и узнала больше о том, как представить себя. Игра на конкурсе — это не то же самое, что игра для зрителей.

В каком возрасте вы узнали, что хотите стать профессиональным музыкантом?

Когда мне было 16 или 17 лет. Это было непростое решение, потому что я была ребёнком и хотела заниматься другими делами. Я всегда думала о том, чтобы выбрать что-то ещё, но продолжала возвращаться к гитаре. Там есть связь, которую нельзя разорвать. Тогда я поняла, что мне придётся очень много работать и много жертвовать.

Когда вы были готовы начать свою карьеру, как вы начали заниматься менеджментом?

После того, как я закончила Пибоди, я должна была решить, остаться ли мне в Штатах или вернуться домой. Я решила остаться, но, как и многие студенты, я была одна. Я знала, что мне нужен менеджер, но не знала, как его найти. Я спросила близкую подругу, можем ли мы работать вместе. Она не была профессиональным менеджером, но захотела попробовать. Она начала писать в агентства и на фестивали, и некоторые из них начали отвечать. Постепенно я начала получать выступления. Мы работали вместе несколько лет, и очень хорошо, а потом я нашла Диану Сэлдик, моего нынешнего менеджера. Она работала на Columbia Artists до того, как открыла собственный бизнес. Я работаю с ней уже 11 лет. Очень важно иметь менеджера, который заслуживает доверия, и к которому вы относитесь на личном уровне. У нас очень хорошие отношения.

Вы расширяете свою аудиторию?

Когда мы впервые встретились, мы обсуждали, как охватить более широкую аудиторию. Она проделала большую работу с оркестрами, потому что в её списке много пианистов и виолончелистов. Я хотела больше работать с оркестрами, и она очень помогла в этом. С годами, если вы преуспеваете, всё больше людей слышат вас, и вас приглашают снова.

Диана и я обсуждаем, какие возможности использовать. Каждый концерт уникален. Азия очень большой рынок, очень важный. Многие люди, особенно в Японии, любят классическую гитару, поэтому я часто бываю там. Ещё есть Южная Америка. Я была в Бразилии, Парагвае, Колумбии и Панаме. Я люблю ездить туда, потому что там люди действительно любят музыку. Бразилия — одно из моих любимых мест. Там много хороших музыкантов, много отличных гитаристов.

Я должна упомянуть YouTube. До YouTube так много людей не могли видеть и слышать вас. YouTube очень помог мне, но наличие хорошего менеджера — одна из самых важных вещей для артиста.

Как вы можете описать ваши занятия?

Я обычно занимаюсь каждый день, но иногда делаю перерывы в несколько дней. Я занимаюсь этим около 30 лет, поэтому иногда мне нужен перерыв. Не каждый день, когда я занимаюсь, успешен. Иногда я расстраиваюсь, убираю гитару и возвращаюсь к ней на следующий день.

Как вы структурируете свои занятия?

Я делаю план на неделю. На следующей неделе у меня концерт, поэтому я уделяю этому все своё внимание. Я буду работать над одной пьесой целый день. Я буду играть это медленно и сосредоточусь на мелких деталях. Если я играю слишком много пьес за день, это не эффективно. Я всегда начинаю с гамм в течение 30 минут или, может быть, часа. Ещё я могу сыграть несколько этюдов Вилла-Лобоса. Мне нравится первый, и я играю его тремя пальцами: p-i, а затем p-m. Я избегаю использования безымянного пальца, когда это возможно. Это хлопотно, но им нужно играть мелодии.

Вы планируете новую программу каждый год?

Я начинаю работать над этим летом, когда мое расписание становится более свободным. Я выбираю новые пьесы, и всегда новую пьесу Баха. Иногда я оставляю пьесы, которые играла раньше, если знаю, что люди захотят их услышать снова, но остальное должно быть новым. Это долгий процесс. Я не хочу выходить на сцену и играть новую пьесу, которая не совсем готова. Трудно впервые сыграть новую пьесу. Подготовка занимает много месяцев. Иногда произведение может казаться готовым, но на самом деле это не так. Я играю для друзей, чтобы получить обратную связь, а затем не спеша представляю её аудитории. Когда произведение свежее, его интересно играть. Как только вы его выучили, оно у вас всегда будет. Вы можете убрать его, а затем перенести на другой сезон. Вот так и надо строить свой репертуар.

Как продвигается работа над новым альбомом?

Это будет альбом Баха, он мой любимый композитор. Я уже записала большинство произведений, мне просто нужно выбрать нужные для альбома. В него войдут сюита для виолончели, соната для скрипки, соната для флейты, а также Прелюдия, Фуга и Аллегро.

Люди спрашивают меня, почему я ничего не выпустила в последнее время. Мне не очень нравится записывать, но это важно. Я была сосредоточена на том, чтобы выступать вживую и быть там. Но теперь я думаю, что пришло время что-то выпустить. Я также собрала много музыки, когда была в Бразилии, короткие пьесы. Мне очень нравится южноамериканская музыка. Когда-нибудь я хотела бы сделать южноамериканский проект.

Считаете ли вы важным документировать то, что играли, на записи?

В некотором смысле, это хорошо. У меня есть живые записи с моих концертов за последние годы, и я чувствую, что они лучше представляют музыку. Существует другое качество, когда вы играете перед людьми, а не в студии. Неважно, есть ли ошибки, это не обязательно должно быть идеально, просто реально.

Вы преуспели в игре основного гитарного репертуара. Вы сказали бы, что это по велению сердца?

Да. Я не могу играть то, что мне не нравится или во что я не верю. Я чувствую обратную связь от зрителей в том, что им нравится, а что нет, поэтому я стараюсь играть то, что хочу, и то, что, по моему мнению, они хотели бы услышать. Традиционный репертуар — это то, что я люблю. Я не так связана с современным. Но что-то вроде «Nocturnal» Бриттена я бы хотела сыграть — отличная вещь, хотя это очень сложно.

Когда вы путешествуете, вы слышите замечательных молодых игроков?

Я слышала много молодых игроков, которые просто потрясающие, многие из Азии. Технический уровень стал действительно высоким. С этим нельзя поспорить. Я бы хотела, чтобы они стали действительно хорошими музыкантами, работающими со своим звуком и экспериментирующими, чтобы найти что-то новое.

Гитара всегда развивается. Предыдущая эра была великолепна со всеми её известными гитаристами. Нам нужно двигаться вперёд и создавать что-то новое для следующего поколения. У каждого игрока должен быть свой звук, и это никак не связано с ногтями. Это может быть ваш тон, ваш репертуар, то, как вы интерпретируете. Самое главное — создать что-то своё, отличающее вас от других.

Какой самый лучший совет кто-либо вам давал?

Я получала много хороших советов от других игроков. Мне говорили не относиться к себе слишком серьезно и не зацикливаться, чтобы хорошо проводить время. И я наконец научилась делать это.

Какой совет вы бы дали молодым игрокам?

Очень часто люди спрашивают меня о живых выступлениях. Они говорят, что никогда не играют на них так же, как во время тренировок. Кто-то говорил мне, что вы, вероятно, никогда не будете выступать на сцене так же, как во время своих занятий. Просто примиритесь с этим. Я всегда хотел бы играть что-то точно так же, как я играю это дома, но этого никогда не происходит. Я бы посоветовала другим просто принять это. Выполняйте свою работу, учите музыку правильно, затем расслабьтесь и играйте как можно лучше.

У многих гитаристов есть цели своей карьеры. Вы бы сказали, что ваша задача представить классическую гитару широкой аудитории?

Для меня инструмент на первом месте, но не я сама. Классическая гитара заслуживает того же места, что и другие инструменты, а качество исполнения — это то, как я представляю гитару. Я должна сделать всё от меня зависящее. Это моя цель. Для меня большая честь быть в состоянии делать это. Я люблю выходить на сцену. Оценка людей очень полезна для меня. И я просто хочу продолжать.

По материалам интервью (англ.).

Читайте также: