В Марфо-Мариинскую обитель я собиралась сходить давно. Не потому, что сильно воцерковлённая, а просто меня всегда интересовала история создания этого монастыря и трагическая биография её основательницы. Интересно было посмотреть и на Покровский собор, построенный по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева в старорусском, псковско-новгородском стиле.
Покровский собор был построен в 1912 году. Совсем недавно отмечали его столетие. По московским меркам, храм совсем молодой, но уже с богатой историей.
По древним традициям русского зодчества, собор венчают купола в виде луковок. Над центральной частью возвышается главный купол, две вытянутые главы-луковки расположены над звонницами и одна маленькая - над ризницей. Над западным входом в храм царит "Спас Нерукотворный" - мозаика по эскизам художника Михаила Нестерова.
Ещё одна мозаика работы мастерской Нестерова - икона "Богоматерь с Младенцем" украшает восточную, алтарную стену.
С южной стороны к собору примыкает ризница. Стены храма украшены рельефами и узкими зарешёченными оконцами на разной высоте.
Врата северного придела выполнены в виде арки, на пилястрах которой изображены херувимы, растения и животные.
Мы не стали снимать интерьеры собора, чтобы не беспокоить молящихся. Росписями внутренних помещений занимались Михаил Нестеров и Павел Корин. Впечатление от посещения храма очень светлое. На стенах изображены, в основном, сцены обращения к господу страждущих с сёстрами милосердия на фоне среднерусских пейзажей с полями и берёзками. Росписи сделаны в светлых тонах, что разительно отличается от тёмных интерьеров старинных русских церквей, которые ассоциируются с закопчёнными сводами и потрескавшимися древними иконами. Обитель всегда служила приютом для больных и выздоравливающих. Ещё до постройки Покровского храма, в монастыре одно из зданий переоборудовали под больничную церковь. Её устроили так, чтобы пациенты, не вставая с кроватей, могли наблюдать за богослужением.
В 1990 году у северной стены храма был установлен памятник великой княгине Елизавете Фёдоровне работы скульптора Вячеслава Клыкова.
История обители началась с трагической смерти в 1905 году московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича - пятого сына Александра II и мужа Елизаветы Фёдоровны. Убитая горем княгиня продала всё своё имущество и драгоценности и на эти средства решила основать обитель. Ту часть ценностей, которая принадлежала семье Романовых, княгиня отдала в казну. А средства были немалые. Кроме того, что Елизавета Фёдоровна была женой дяди императора Николая II, до замужества будущую княгиню звали Элла - Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, и была она внучкой английской королевы Виктории. Мало того, её родная сестра Аликс, в православии - Александра Фёдоровна, была женой Николая II. Следовательно, Елизавета Фёдоровна приходилась свояченицей и тёткой последнему российскому императору.
Элла и Аликс воспитывались у своей бабушки, королевы Виктории после смерти их матери, великой герцогини Алисы. Эллу назвали в честь Елизаветы Тюрингской, святой родоначальницы герцогов Гессенских, и девочкам с детства ставили её в пример, как образец милосердия и самопожертвования. После замужества и принятия православия, великая княгиня в России посвятила себя благотворительности. Они с мужем. не имея собственных детей, взяли на воспитание дочь и сына брата Сергея Александровича, когда он овдовел.
После смерти мужа, Елизавета Фёдоровна приложила массу усилий, чтобы создать обитель своей мечты. Ещё при жизни мужа, она организовала в 1892 году Елизаветинское благотворительное общество, помогала Дамскому комитету Красного Креста. У неё были планы устроить жизнь послушниц таким образом, чтобы они не давали обет безбрачия и не отрекались пожизненно от мирской жизни, а могли, при желании создать семью, покинув обитель. Такой устав был не в обычаях православной церкви, и Синод долго не давал согласие на такого рода вольность. Княгине пришлось обратиться за помощью к императору, и в 1909 году Синод пошёл на уступки. Елизавета Фёдоровна приобрела для обители усадьбу с четырьмя домами и садом на Большой Ордынке и начала подбирать персонал. В обители располагались больница, аптека, столовая, классы для занятий, гостиница для послушниц, кладовые, кухня и просфорня. Сама княгиня тоже переехала из своего дворца в обитель. Послушниц обучали лучшие московские врачи. В столовой кормили бесплатными обедами нуждающихся, в приюте бедных девочек обучали профессиональным навыкам шитья, чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь. В больнице лечили неимущих больных, а во время первой мировой войны - тяжелораненых. Елизавета Фёдоровна приложила немало сил по развитию протезирования в Москве.
После революции, княгиня отказалась покидать обитель и продолжила своё служение. Но в 1918 году Елизавету Фёдоровну вместе с подругой - монахиней Варварой Яковлевой арестовали и выслали в Пермь. Позже их переправили в Алапаевск, где они разделили судьбу Романовых и были живыми сброшены в шахту. В том же году, когда Алапаевск на время перешёл в руки белогвардейцев, останки умерших перевезли в Шанхай а потом в Иерусалим. В 1921 году останки великой княгини были захоронены на святой земле под храмом Марии Магдалины.