Эта публикация по материалам интервью, ссылку на оригинал которого (англ.) вы найдёте в конце.
Alberto Mesirca, итальянский виртуоз гитары, зарекомендовал себя по всему миру своей страстной и высочайшей музыкальностью. Его интерпретации музыки от Доменико Скарлатти до Бенджамина Бриттена не только демонстрируют ослепительную технику, но и приглашают слушателя представить вместе с ним великолепный музыкальный пейзаж. Между выступлениями, мастер-классами и лекциями Mesirca сотрудничает с другими музыкантами, композиторами и издателями.
Когда вы начали играть и почему? Или, что привело вас к гитаре изначально?
Я начал играть, когда мне было 8 лет. Я хотел играть, потому что полюбил музыку намного раньше. Мой папа был большим поклонником музыки, особенно джаза. У моей тёти дома была гитара, и это инструмент, на котором я и начал играть.
Какой репертуар вам нравится больше всего?
Мне нравится любой репертуар, которые касается меня особым образом или позволяет мне выражать внутренние чувства, петь на инструменте. Это может быть музыка хоть из эпохи Возрождения, хоть из нашего времени.
На какой гитаре или гитарах вы играете? Струны?
У меня есть гитара, созданная Giuseppe Guagliardo, и гитара John Gilbert, обе еловые, а струны — D'Addario и Savarez.
Какие гитаристы или музыканты вообще оказали на вас наибольшее влияние?
Я безмерно восхищаюсь Джулианом Бримом, который посвятил себя открытию старинного британского репертуара, заказам сочинений у великих композиторов нашего времени и созданию для гитары позиции, которую можно было бы легко сравнить с позициями фортепиано или скрипки, основными инструментами камерной музыки. Это связано с его упорством, чрезвычайно большим талантом, интеллектом и способностями. Плюс я люблю его манеру игры и звук.
Какими своими записями вы гордитесь?
Я думаю, что мне все ещё очень нравится та, которая посвящена Доменико Скарлатти. У меня также есть глубокая привязанность к первому альбому, который я сделал, «Ikonostas», посвященному гитарной музыке, вдохновленной мистикой, и нескольким важным мировым премьерам: «Errimina» Padre Donostia, обнаруженная Анджело Джилардино в Архиве Сеговии в Линарес, его собственные «Ikonostas», «Annunciazione», и «Sefer Torah» Gianmartino Durighello.
Есть ли какие-либо записи, на которых по вашему мнению самый лучший гитарный звук?
Как я уже сказал, мне нравятся записи Джулиана Брима, особенно те, которые посвящены британскому репертуару 20-го века (Walton, Smith Brindle). Я также всё еще люблю записи Сеговии, особенно запись Deutsche Grammophon его невероятного исполнения «Concierto del Sur» Понсе. Это по-прежнему для меня лучшее.
Какие у вас есть предстоящие проекты (записи, концерты)?
Сейчас я готовлю несколько концертов: сольные концерты, серию концертов, посвященных Чаконе (я играю замечательную Чакону Дюшана Богдановича), и готовлю запись, посвященную современным итальянским композиторам, с несколькими произведениями очень интересных композиторов, таких как Filippo Perocco и Edoardo Dadone.
Насколько много вы занимаетесь? Вы структурируете свои занятия каким-то особым образом?
Я, как правило, разогреваюсь с помощью нескольких технических упражнений, гамм, легато, растяжек, а затем начинаю фокусироваться на пьесах. Я люблю играть и понял это ещё сильнее, когда у меня появилось много обязательств, держащих меня далеко от инструмента, так что мне совсем не трудно работать с инструментом даже целый день, если есть такая возможность.
Есть ли такие аспекты гитары, с которыми вы боретесь или над которыми вы всё ещё работаете?
Я думаю, что это бесконечный процесс — постоянное улучшение, как в техническом, так и в музыкальном плане. Я чувствую, что мне никогда не удавалось прийти к точке, в которой я мог бы сказать: это окончательная версия. В противном случае, я думаю, я бы перестал играть уже давно, поскольку жизненно важным и интересным аспектом в создании музыки для меня является поиск.
Вы естественным образом разучиваете музыку на память, или пользуетесь какими-то специальными техниками?
Я легко запоминаю пьесы, но это становится всё труднее, когда количество музыки, которую нужно исполнять, постоянно растёт.
Я думаю, что есть много способов запоминания, и каждый из них полезен для стабильного и безопасного исполнения: память о позициях левой руки, о самой музыке, о частях, больших пассажах и так далее. Я думаю, что хорошим упражнением для памяти является попытка сыграть без инструмента, воображая ноты от начала до конца, что совсем не просто.
Вы публиковали какие-то издания или планируете это в будущем?
Есть несколько, и самое последнее из них, это «The Chanterelle Guitar Anthology», 40 классических гитарных миниатюр от Сора до Сеговии. Я очень счастлив, потому что это является результатом дружбы с одной из выдающихся фигур в музыкальной науке и издательстве для гитары Michael Macmeeken, с которым я ранее работал над публикацией неизвестной пьесы Джулио Регонди (Feuillet D’Album). Также я работал вместе с великолепным Marc Ribot над полным собранием сочинений гаитянского композитора Frantz Casséus.
У вас есть любимые упражнения для разогрева?
Я просто играю гаммы, апояндо и тирандо, с легато, растяжками и так далее.
У вас есть какие-нибудь предконцертные ритуалы?
Особо нет, но я предпочитаю поиграть в зале перед выходом на сцену для концерта. Так я привыкаю к акустике и размерам зала.
Вы ухаживаете за ногтями каким-то специальным образом?
Ничего особенного, я склонен держать их круглыми и не слишком длинными, придавая им форму пилкой, а затем используя специальную бумагу с воском.
Какой самый важный совет по занятиям вы можете предложить молодым исполнителям?
Сохраняйте любовь к тому, что вы делаете, и никогда не забывайте о страсти, которая побуждает вас создавать музыку. Если у вас есть талант, особенно в молодом возрасте, рутина соревнований может отвлечь вас от музыки поиском лишь технического совершенства.
Какой репертуар вы считаете важным для учащихся и почему?
Я думаю, что Фернандо Сор и Дионисио Агуадо по-прежнему замечательны для студентов, потому что они писали полифоническим способом, а также «лёгкие» пьесы. Это заставляет с самого начала думать о гитаре как о полифоническом инструменте, на котором мы вынуждены внимательно разделять голоса.
Какие записи должен послушать каждый молодой гитарист?
Я думаю, что гитаристы должны слушать больше музыки вообще, а не только гитару. Прослушивание записей великих скрипачей, пианистов, оркестров и композиций, которые являются современными по отношению к разучиваемым произведениям, может дать гораздо больше музыкальных идей, чем это оставалось бы в противном случае. Это похоже на расширение возможностей игры в соответствии с духом времени, а не под влиянием рук и технических трудностей.
Какую книгу вы прочитали последней? Любимый автор?
Я только что закончил читать «Paranoia» Shirley Jackson. Замечательно! И я люблю Франца Кафку.
Вы следите за собственным здоровьем? Какие-то упражнения, диета? Есть ли какие-то любимые предконцертные продукты?
Я занимаюсь йогой, люблю её и чувствую себя намного лучше с тех пор, как начал, и моя спина ей очень благодарна! Я не придерживаюсь определенной диеты, но стараюсь не переусердствовать с чем-либо, у меня нет любимой еды перед концертом, но я стараюсь быть налегке.
Вы медитируете?
Ну, я думаю, что йога как-то помогает мне вернуться к нормальному дыханию, о котором, я должен признать, я склонен забывать, когда испытываю стресс.
Какой ваш любимый способ провести время вне работы?
Я люблю путешествовать, читать и гулять с моей замечательной женой.
По материалам интервью (англ.).
Читайте также: