Найти в Дзене
Московские истории

Находки в старых домах: "В помещении с 8-метровым потолком, под куполом, располагались по кругу небольшие комнаты"

Коллекционер старинной фурнитуры Алексей Юматов продолжает рассказ о пустующих московских домах и своих находках.

Отдав должное коммунальным кухням старинных домов (ссылка на 1-ю часть в конце), было бы несправедливо обойти вниманием жилые помещения, коридоры и прочее.

Обратите внимание на окна второго этажа
Обратите внимание на окна второго этажа

В небольших домах наиболее интересные комнаты размещались на втором-третьем «дворянских» этажах. Там были более, чем на других, высокие потолки, крупные окна, двери в покоях почти 3-метровой высоты и отделка и внутри и снаружи отличалась большим богатством. С фасада на окнах ставилась лучшая латунная оконная фурнитура. Иногда она была только там, в то время, как на других этажах, а тем более со двора, со стороны черного хода весь металл был чугуном, настолько неприглядным, что им брезговали даже самые страстные любители старины.

В больших доходных домах тоже встречались довольно необычные помещения. Так, на последнем этаже дома на Садовом кольце я обнаружил комнату с 8-метровым потолком, под куполом, с камином, где небольшие комнаты располагались по кругу на антресольном этаже, в том самом куполе. Одной из комнат была ванная, с окном, открывавшим вид на великолепную панораму исторической части Москвы.

Оружейный переулок, 43, доходный дом, архитектор Нирнзее. Похож на описываемый, но вряд ли он:)
Оружейный переулок, 43, доходный дом, архитектор Нирнзее. Похож на описываемый, но вряд ли он:)

Но большинство проектов жилья все же были, насколько это возможно, стандартизированы.

Анфилады комнат, позднее ставших коммунальными, хранили обстановку скорее антикварную, чем современную периоду выселения: встретить комнату, не имевшую каких-либо предметов дореволюционного быта было практически невозможно.

К примеру, в одном двухэтажном доме у кинотеатра "Новороссийск" создавалось впечатление, что ни одного жильца не въезжало туда с начала ХХ века, столько там было остатков старинной мебели. Гарнитур в стиле Jacob, спальня карельской березы, огромный подзеркальник красного дерева, бесчисленное множество стульев, кресел, сундуков и иных свидетелей истории, которым не нашлось места в новых квартирах. Конечно, все это было в состоянии далеком от идеала, но казалось вполне ремонтопригодным и, даже в том виде, стоило целое состояние.

Увы, придя туда через две недели, я долго не мог определиться на местности, пока не понял, что стою именно на месте того дома, следа которого не осталось. Все эти богатства исчезли под ножом бульдозера. Я вынес из этого дома 10 маленьких оконных ручек и несколько мелких деревянных предметов – часть стула и спинку кровати того самого гарнитура стиле «Jacob» и от него же горку, которую добыл уже на свалке рядом с этим домом.

Чтобы продемонстрировать, что оставалось в квартирах, мне даже не надо выходить из дома, поскольку часть этих вещей со мной и сейчас. Например, с тех времен у меня остались старинный комод и швейная машинка. А это резной дубовый стол начала 20-го столетия, пролежавший в моей кладовке вот в таком девственном виде более четверти века.

-3

Именно за ним, вот таким, я и кропаю сейчас эти мемуары. Справа - зеркало, бывшее когда-то частью старинной прихожей:

-4

А это та самая горка в стиле «Jacob» которую я когда-то приволок даже не из дома, а со свалки рядом с ним, о чем повествовал выше. В девственном виде и в том, в каком она сейчас украшает мой дом:

-5

-6

А ведь не только целые предметы, но даже их детали могли бы иметь вторую жизнь. К примеру, это видно на фото моих настенных часов, декор которых изначально не имел к корпусу часов никакого отношения. Это «ножки и ручки» - деревянные элементы ножек старинных стула, шкафа и даже рояля. А латунь — это части антикварных оконных и дверных ручек, в частности «змеи» сверху и снизу это ручка поворотного эксцентрика оконного запора начала ХХ века:

-7
-8

Впрочем, непосредственно старинные часы и их детали также были частыми трофеями. Вот фото их корпусов в моей мастерской. А внизу слева на этом снимке трофеи более позднего периода – советские монументальные флагштоки с административного старинного здания на Покровском бульваре, которого, к сожалению, давно уже нет на карте Москвы.

Все это мало кого интересовало, хотя «ходоков» было немало. Помимо, таких, как я, редких эстетов, собирающих специфичный хлам, были люди, как более прагматичные, так и более романтичные.

Первыми были строители дач. Они подавали официальную заявку в исполком и за небольшой прайс получали законное право вывоза энного количества кубометров строительного материала. В основном, это были старинные доски перегородок и брус перекрытий, реже двери и окна. Надо отметить, что этот материал за столетие не только не прогнил, но по качеству мог дать фору современному. Тысячи дач советского периода хранят в себе эти исторические детали.

Здесь надо отметить, что деревянные перекрытия были сооружением монументальным. Это вам не паркетная доска панелек, не паркет на гудроне времен Брежнева и даже не паркет на лагах в некоторых кирпичных «сталинках». Основой деревянных перекрытий старинных домов было не дерево, а стальные швеллера, или просто рельсы, если дом небольшой и стены сближены. На нижний выступ клались доски, которые снизу, со стороны потолка нижней квартиры, дополнялись потолочным покрытием. Сверху полость засыпалась шлаком. Сам же паркет имел в основе деревянные плиты площадью примерно метр на метр и 15-20 см. высотой - из бруса и досок. Этими массивными плитами выстилался пол поверх швеллеров, а уже на него клался паркет, по большей части – дубовый. Паркет, положенный по такой технологии, никогда не скрипел. Нередко, в домах попроще, в основе покрытия вместо плит были крупные и длинные доски. Вот они-то и являлись вожделенным строительным материалом для счастливых обладателей 6 соток. Качество материала с современным было несопоставимым: за сотню лет древесина настолько высохла, что ее не вело даже от длительного соприкосновения с водой.

Вместе с дверями и окнами на такие дачи попадали старинные шпингалеты, ручки, крючки и задвижки. Тогда они, конечно, уже не выбрасывались, а реставрировались и обретали вторую жизнь. И если на даче у знакомых на двери сарая вы увидите такой артефакт, можете быть уверены: он попал туда описанным выше способом. Вот так это выглядит у меня дома:

-10
-11

Вторая категория посетителей старинных домов – это романтики-кладоискатели. Но, учитывая ограничение формата повествования, о них я расскажу в третьей части моих воспоминаний.

1-я часть: "Эпохе коммуналок от тех времен достались комоды-ледники"

Алексей Юматов