Коллекционер старинной фурнитуры Алексей Юматов продолжает рассказ о пустующих московских домах и своих находках.
Отдав должное коммунальным кухням старинных домов (ссылка на 1-ю часть в конце), было бы несправедливо обойти вниманием жилые помещения, коридоры и прочее.
В небольших домах наиболее интересные комнаты размещались на втором-третьем «дворянских» этажах. Там были более, чем на других, высокие потолки, крупные окна, двери в покоях почти 3-метровой высоты и отделка и внутри и снаружи отличалась большим богатством. С фасада на окнах ставилась лучшая латунная оконная фурнитура. Иногда она была только там, в то время, как на других этажах, а тем более со двора, со стороны черного хода весь металл был чугуном, настолько неприглядным, что им брезговали даже самые страстные любители старины.
В больших доходных домах тоже встречались довольно необычные помещения. Так, на последнем этаже дома на Садовом кольце я обнаружил комнату с 8-метровым потолком, под куполом, с камином, где небольшие комнаты располагались по кругу на антресольном этаже, в том самом куполе. Одной из комнат была ванная, с окном, открывавшим вид на великолепную панораму исторической части Москвы.
Но большинство проектов жилья все же были, насколько это возможно, стандартизированы.
Анфилады комнат, позднее ставших коммунальными, хранили обстановку скорее антикварную, чем современную периоду выселения: встретить комнату, не имевшую каких-либо предметов дореволюционного быта было практически невозможно.
К примеру, в одном двухэтажном доме у кинотеатра "Новороссийск" создавалось впечатление, что ни одного жильца не въезжало туда с начала ХХ века, столько там было остатков старинной мебели. Гарнитур в стиле Jacob, спальня карельской березы, огромный подзеркальник красного дерева, бесчисленное множество стульев, кресел, сундуков и иных свидетелей истории, которым не нашлось места в новых квартирах. Конечно, все это было в состоянии далеком от идеала, но казалось вполне ремонтопригодным и, даже в том виде, стоило целое состояние.
Увы, придя туда через две недели, я долго не мог определиться на местности, пока не понял, что стою именно на месте того дома, следа которого не осталось. Все эти богатства исчезли под ножом бульдозера. Я вынес из этого дома 10 маленьких оконных ручек и несколько мелких деревянных предметов – часть стула и спинку кровати того самого гарнитура стиле «Jacob» и от него же горку, которую добыл уже на свалке рядом с этим домом.
Чтобы продемонстрировать, что оставалось в квартирах, мне даже не надо выходить из дома, поскольку часть этих вещей со мной и сейчас. Например, с тех времен у меня остались старинный комод и швейная машинка. А это резной дубовый стол начала 20-го столетия, пролежавший в моей кладовке вот в таком девственном виде более четверти века.
Именно за ним, вот таким, я и кропаю сейчас эти мемуары. Справа - зеркало, бывшее когда-то частью старинной прихожей:
А это та самая горка в стиле «Jacob» которую я когда-то приволок даже не из дома, а со свалки рядом с ним, о чем повествовал выше. В девственном виде и в том, в каком она сейчас украшает мой дом:
А ведь не только целые предметы, но даже их детали могли бы иметь вторую жизнь. К примеру, это видно на фото моих настенных часов, декор которых изначально не имел к корпусу часов никакого отношения. Это «ножки и ручки» - деревянные элементы ножек старинных стула, шкафа и даже рояля. А латунь — это части антикварных оконных и дверных ручек, в частности «змеи» сверху и снизу это ручка поворотного эксцентрика оконного запора начала ХХ века:
Впрочем, непосредственно старинные часы и их детали также были частыми трофеями. Вот фото их корпусов в моей мастерской. А внизу слева на этом снимке трофеи более позднего периода – советские монументальные флагштоки с административного старинного здания на Покровском бульваре, которого, к сожалению, давно уже нет на карте Москвы.
Все это мало кого интересовало, хотя «ходоков» было немало. Помимо, таких, как я, редких эстетов, собирающих специфичный хлам, были люди, как более прагматичные, так и более романтичные.
Первыми были строители дач. Они подавали официальную заявку в исполком и за небольшой прайс получали законное право вывоза энного количества кубометров строительного материала. В основном, это были старинные доски перегородок и брус перекрытий, реже двери и окна. Надо отметить, что этот материал за столетие не только не прогнил, но по качеству мог дать фору современному. Тысячи дач советского периода хранят в себе эти исторические детали.
Здесь надо отметить, что деревянные перекрытия были сооружением монументальным. Это вам не паркетная доска панелек, не паркет на гудроне времен Брежнева и даже не паркет на лагах в некоторых кирпичных «сталинках». Основой деревянных перекрытий старинных домов было не дерево, а стальные швеллера, или просто рельсы, если дом небольшой и стены сближены. На нижний выступ клались доски, которые снизу, со стороны потолка нижней квартиры, дополнялись потолочным покрытием. Сверху полость засыпалась шлаком. Сам же паркет имел в основе деревянные плиты площадью примерно метр на метр и 15-20 см. высотой - из бруса и досок. Этими массивными плитами выстилался пол поверх швеллеров, а уже на него клался паркет, по большей части – дубовый. Паркет, положенный по такой технологии, никогда не скрипел. Нередко, в домах попроще, в основе покрытия вместо плит были крупные и длинные доски. Вот они-то и являлись вожделенным строительным материалом для счастливых обладателей 6 соток. Качество материала с современным было несопоставимым: за сотню лет древесина настолько высохла, что ее не вело даже от длительного соприкосновения с водой.
Вместе с дверями и окнами на такие дачи попадали старинные шпингалеты, ручки, крючки и задвижки. Тогда они, конечно, уже не выбрасывались, а реставрировались и обретали вторую жизнь. И если на даче у знакомых на двери сарая вы увидите такой артефакт, можете быть уверены: он попал туда описанным выше способом. Вот так это выглядит у меня дома:
Вторая категория посетителей старинных домов – это романтики-кладоискатели. Но, учитывая ограничение формата повествования, о них я расскажу в третьей части моих воспоминаний.
1-я часть: "Эпохе коммуналок от тех времен достались комоды-ледники"
Алексей Юматов