Акушерство, «бабичье дело» – одна из немногих профессий, испокон веку доступных женщинам. Мужчинам не дозволялось оказывать помощь в родах, лишь опытные повивальные бабки могли помочь младенцу появиться на свет. Что изменилось с развитием медицины?
Повитухи и пупорезки
Современные тенденции развития акушерства удивительны. С одной стороны, поражают воображение медицинские технологии – ЭКО, ИКСИ, не за горам трансплантация матки. С другой – все большую популярность обретают домашние роды, роды в бане, в море, а то и вообще в одиночестве и без врачебной помощи. «Духовные акушерки» утверждают, что это в русских традициях… А на самом деле?
В допетровской Руси «бабичье дело» считалось занятием уважаемым, от искусства повитухи зависела жизнь роженицы и младенца. «Пупорезкой» могла стать лишь вышедшая из детородного возраста женщина безупречной репутации, предпочтительно вдова. Она заранее сговаривалась с беременными, парила их в бане, разминала, читала молитвы Богородице, а порой и заговоры, сохранившиеся с языческих времен.
О начале схваток следовало сообщать тайно, чтобы никто не сглазил. Повитуха сопровождала роженицу - водила ее по хлеву или натопленной бане, развязывала ей пояс и все узлы на одежде, помогала при потугах и принимала ребенка. Затем «резала пуп» и перевязывала пуповину, обминала младенцу головку, выравнивала ручки и ножки, обмывала и «повивала» - туго пеленала, сматывая специальной лентой-свивальником. Иногда новорожденного, особенно мальчика, заворачивали в отцовскую рубаху.
После родов повитуха еще три-пять дней оставалась с роженицей – водила ее в баню, «правила живот» горшком, помогала ухаживать за младенцем. Рожали в одиночку и вставали после родов женщины из беднейших семей и нелюбимые невестки – старухи-свекрови точно знали, что такая нагрузка быстро сведет в могилу.
Из лекарств в распоряжении повитухи были травы, из акушерских приемов повороты при неправильном положении плода. Недоношенного ребенка «сажали» в теплую печь, и там он «дозревал» несколько недель. Увы, в случае осложнений повитухам оставалось лишь молиться – ничем другим они помочь не могли. Из 1000 младенцев в XVIII веке умирало более 300, в начале XX – около 240; примерно 30.000 женщин ежегодно гибло от родов.
Школа бабичьего дела
Первый врач-акушер, англичанин Якоби, появился на Руси при Иване Грозном. Но вряд ли ему дозволили бы принимать роды – мужчина не смел прикасаться к чужой жене. Некоторые подвижки в «бабичьем деле» начались при Петре I – царь-реформатор издал указ о повитухах, настрого запретив им пьянствовать, прерывать беременность и умерщвлять «уродов».
Каждая повивальная бабка, вступая в должность, обязана была принести своеобразную клятву. "Когда востребована буду, днем и ночью немедленно ходить. При том от браных слов, клятв, пьянства, неучтивых речей совершенно удерживаться". Им позволялось выписывать самые легкие лекарства - розмарин, ромашку, миндальное масло, манну, ревенный сироп, коричную воду.
Вскоре при дворе появились акушерки-иностранки – они принимали младенцев у знатных дам. Впрочем, заграничные навыки гарантии не давали – Шарлотта, жена цесаревича Алексея Петровича и София, жена цесаревича Павла Петровича, скончались от родов.
В 1754 году в Москве и Петербурге открыли первые «школы бабичьего дела», выпускавшие повивальных бабок. Однако далеко дело не продвинулось – лекции читали на немецком и желающих находилось немного.
Все изменил профессор медицины Нестор Максимович Амбодик-Максимович, личный врач Екатерины Великой. Он ввел в практику акушерские щипцы, проводил сложные гинекологические операции. И не только возглавил курсы при Повивальном институте – родильном доме для неимущих, открытом на средства императрицы Марии Федоровны, но и составил учебник по акушерству, настолько простой и подробный, что им пользовались без малого век. А некоторые советы – например «К орудиям прибегать в самой крайней необходимости, когда все меры и способы к освобождению младенца и роженицы испытаны и употреблены были. Искусная бабка не о снискании славы, но о всеобщей пользе пекущаяся, больше может сделать при родах одними руками, чем всеми инструментами (с) Н. Амбодик » актуальны и до сих пор.
На курсах при Повивальном институте обучалось 20 акушерок единовременно, вскоре открылись школы в Москве, Казани, а затем и во всех крупных городах. Помимо акушерства там преподавали анатомию, фармакологию, оспопрививание. Прогресс налицо – в 1757 году в Москве работало 4 повитухи, а к 1900му в России их было более 9000. Акушерская помощь стала доступной, материнская и младенческая смертность начала понемногу снижаться.
Первые в мире
В 19 веке «бабичье дело» сделалось одним из прогрессивных направлений российской медицины. Энтузиасты двигали науку вперед, порой опережая Европу.
Первую гемотрансфузию в стране совершил именно акушер, Андрей Вольф – он спас роженицу, перелив ей кровь ее мужа. По счастью удалось избежать несовместимости, женщина выжила.
В 1847 году профессор Пирогов впервые в мире начал проводить операции под эфирным наркозом. И с 1850х годов в России при родах начали применять эфирный, а затем и хлороформный наркоз. Это сделало возможным облегчение страданий роженицы и проведение кесарева сечения таким образом, чтобы спасти жизнь и матери и ребенку.
В 1868 году официальный диплом Медико-Хирургической Академии получила первая в России женщина-врач, Варвара Кашеварова-Руднева. Человек необыкновенной судьбы, нищая сирота из деревни под Витебском, самоучкой освоила грамоту, пешком пришла в Петербург, окончила Повивальный институт и, невзирая на запреты, сумела поступить в Академию и окончить ее с золотой медалью по специальности «акушерство и гинекология».
Гинекологическое кресло тоже изобрели в России – в конце 19 века петербургский врач Карл Раухфус предложил конструкцию для осмотра пациенток, а усовершенствовал ее лучший врач-гинеколог своего времени Дмитрий Отт. И кровать для родов появилась тоже у нас – в честь изобретателя, врача Александра Рахманова, ее так и называют кроватью Рахманова.
«Бабичье дело» и по сей день остается одной из самых уважаемых профессий. Спасибо акушеркам за наших детей!