Разберем причины, чтобы знать, как правильно реагировать.
1) Распространенная причина детской агрессии – ощущение ненужности.
Ребенок пытается доступным для себя способом добиться внимания, нападая. Это, конечно, не говорит о том, что вы плохой родитель и вам не нужен ваш ребенок. Дело может быть в разном представлении о проявлении любви. Одним детям нужны долгие задушевные разговоры, другим знаки внимания в виде подарков - не покупки каждый день. Например, моя старшая в года 2,5-3 собирала красивые камушки, расплывалась в улыбке, когда ей приносили необычный камень, говоря, что вспомнили о ней, когда нашли его. Другие любят совместное творчество, труд со старшими. Кому-то важны прикосновения. Средняя моя дочь единственным доказательством любви принимает объятия. Для кого то важны проявления заботы, ласковые слова.
Вы, в период спокойствия ребенка, проявляете заботу и внимание ему «на его языке», то есть так , как он хотел бы получить подтверждение вашей любви к нему. Растет доверие к вам, ребенок уже будет склонен прислушиваться к вам. А в момент агрессии твердо говорите ему, что не позволите ему себя так дальше вести.
2) Ребенок зеркалит ваше поведение. Здесь все сложнее для вас самих.
В семье ссорятся при детях, агрессируют против других детей. Модель отношений перенимается, потому, что нет другого примера адекватного поведения. Зачастую деток в подобных семьях наказывают несправедливо, и положение будет только усугубляться.
Вы, в этом случае, должны работать над собой, меняться сами.
3) Агрессия как защитная реакция на страх.
Когда человек боится (не только ребенок, но и взрослый, вспомните себя) у него три реакции – убежать, напасть, либо впасть в ступор.
Вы, Беседуя с ребенком в обычном его спокойном состоянии, описываете свои негативные чувства, эмоции на конкретных примерах. Затем учите его распознавать свое эмоциональное состояние, словами описывать свои чувства и агрессию. Не нужно его грузить часами нудными разговорами, продумайте кратких 3-4 предложения, которые он сразу поймет и примет. Когда он научится отвечать на раздражитель : «меня это злит, мне не нравится это», ребенок научится защищать себя от раздражителя. Станет легче и ему и тем кто с ним контактирует.
4) Самооценка.
Когда ребенок уверен, что для окружающих он плохой и хорошим не будет никогда, вот и получайте! И это чувство как снежный ком, чем больше делаешь замечания, одергиваешь и ругаешь, тем агрессивнее будет поведение ребенка.
Вы, замечайте все успехи малыша, значимые и незначимые. Не видите успехов, хвалите голос, силу, настойчивость, твердость. Одобряйте хорошие действия, проявляйте любовь. Ну и всем известно - осуждать поступки, но не ребенка.
5) Агрессия как реакция на запрет.
Вы, обсуждайте с ребёнком границы дозволенного, по возможности заранее, аргументируйте причины запрета. Предложите компромиссный вариант, либо отвлеките внимание, не нападайте, не проявляйте раздражение. Задача стоит успокоить и защитить ребенка от своих же негативных проявлений эмоций.
Все мы не идеальны, допускаем ошибки неосознанно, либо когда сами не можем справиться со своей усталостью, горячностью.
У кого-то теория «Идеального родительства» на 5, а практика хромает. Кто-то не зная теории практику сдает на отлично. Мне нужно подтянуть и практику и теорию. Важно осознавать свои ошибки, работать над ними и не допускать их впредь.
Не стесняйтесь проявлять ваши чувства. Пусть наши дети будут самыми счастливыми!