Можно ли воспринимать рэп в качестве составляющей музыки как классического вида искусства? Ведь он же имеет свою историю, родоначальников и последователей, своих революционеров и отцов-основателей. Допуская, что рэп — искусство, мы должны понимать его синкретичность. Он в прямом смысле сшит из разнородного сырья. Например, битмейкинг, который предполагает создание музыки из отрывков других композиций. Однако, и на этом поле есть Художники, чей образ мышления позволяет выйти за рамки простого собирательства, превращая хип-хоп в самобытное направление в контексте искусства.
Quasimoto – один из псевдонимов американского инструменталиста Отиса Джексона-младшего (более известного как Madlib). Это классический пример битмейкера, который, годами сэмплируя у себя в подвале джаз и соул, мигрировал из музыкантов в рэп-артисты. Альбом «The Unseen» был записан в 2000-м году и сразу же стал одной из знаковых пластинок начала века. Нарезки из малоизвестных композиций позволили создать уникальный объект в современном хип-хопе, который можно назвать джаз-рэпом. Он появился как итог соединения двух музыкальный культур. Культур в широком смысле. Если джаз возник в результате слияния европейской и африканской музыкальных традиций, то «The Unseen» – это синтез джаза и западного хип-хопа. Оставляя монотонную читку своего альтерэго, Отис заимствует у джаза главное – его философию. Джаз – это язык. С помощью музыки и танцев африканские рабы, попавшие в новый свет, общались между собой, т.к. иного способа коммуникации не было. Отсюда вытекает еще одна его особенность – импровизация и полиритмичность, подобная живой речи. С музыкальной точки зрения джаз был достаточно хаотичен и непредсказуем. Но он дал возможность людям взаимодействовать между собой и выражать эмоции. А из средства общения в ночлежке в Новом Орлеане джаз превратился в одно из крупнейших музыкальных направлений двадцатого века.
«The Unseen» в большей степени сконцентрирован на музыкальной части, чем какой-либо рэп-альбом начала века, поэтому и его звучание – наиболее интересная часть для исследования. Вспоминая импровизационные парты, частые сбивки и заигрывания с темпом, можно сделать вывод, что это наиболее музыкальный хип-хоп альбом, который вместе с тем не уходит в поп-сегмент и остаётся преданным жанру. Звук гармонично дополняет и высокий голос, который получилось записать путём проигрывания бита и записи вокала на медленной скорости, а затем ускорения вокала и музыки.
Кропотливая работа над звуком продолжилась и на альбоме «Yessir, Whatever» – наиболее близком по духу к «The Unseen». Он записан спустя тринадцать лет после дебюта и уже не напоминает беззаботную мозаику из разных стилей и сэмплов. Джаза как такового здесь осталось немного, однако Quasimoto, как и прежде, читает о том, как он траву, бухает и занимается любовью со своей девушкой. «Yessir, Whatever» – это еще один пример искусного сэмплирования от Madlib, который меняет атмосферу альбома от трека к треку. На обложке изображено, собственно, альтерэго Отиса – желтое антропоморфное существо с косяком в зубах, а за ним — белый фон. Вы сами вольны формировать настроение, отталкиваясь от ненавязчивых битов на альбоме и расслабляющей читки. Музыкант осмысляет основное предназначение музыки — эмоции, и воздействует на слушателя посредством рваных битов, перетекающих в гармоничные мелодии и обратно.
Сегодня мы вынуждены констатировать, что джаз умер. Умер в том смысле, что он не развивается как жанр. Но остаётся жить как трансцендентное знание, доставшееся нам от дедов и прадедов. Это пыльный чулан, где спрятаны винтажные грампластинки и проигрыватели и время от времени туда заглядывают молодые артисты в поисках метафизической истины, которая, как казалось, в прошлом веке была доступна практически каждому.
«The Unseen» в Apple Music
«Yessir, Whatever» в Apple Music
____________________
Рафинированный эстет в Telegram